Весь мир пронизан святостью. Но парадокс, как ни странно, заключается в следующем. Святость эту человек начинает видеть только после того, как поймет следующее: ВСЕ В МИРЕ, ДА И САМ МИР ЯВЛЯЮТСЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ИГРОЙ. Не более и не менее.
Вольная цитата из Мирчи Элиада.
ПРОЛОГ
Вне сомнения, величайшим творением, созданным в кузнице Ингеримма, был ГЛОСТ, огненный шар. Ингеримм, Бог Огня, создал Глост по поручению Двенадцатибожья. Огненный шар боги установили в сердце полого мира, чтобы он горел там как Солнце.
Глост уже давно не горит. После того как Новые Боги пришли к власти в полом мире, они в самом начале разрушили магическое Солнце старых владык мира. Так была сломлена власть Двенадцатибожья. Новые Боги установили в центр мира новое Солнце. Это небесное светило, которое питается их божественной силой и должно защищать полый мир от власти старых богов.
Глост в момент разрушения разлетелся на мириады осколков - больших и маленьких, разлетевшихся по всему полому миру. До сих пор в каждом из этих осколков скрывается изначальная неуправляемая, магическая энергия, сила, дававшая полому миру свет и тепло во времена владычества Двенадцатибожья. Но магию осколков можно направить в определенное русло, выцарапав на них тайные знаки, пришедшие из седой древности. Это легендарные руны -- рунные камни, делающие возможной и направляющие любую магию в полом мире.
Теоретически и сегодня можно создавать новые рунные камни, но к сожалению, уже более ста лет в полом мире не находили ни одного осколка Глоста. Обитатели Таруна и других государств полого мира довольствуются рунными камнями, которые имеются в их владении. Они хранят их как ценнейшее имущество и передают по наследству из поколения в поколение. Кража рунного камня считается самым страшным преступлением, которое, тем не менее, совершается вновь и вновь. Да и очень часто вор уходит от наказания, так как овладев новой руной, он вступает в неизведанную власть. И не всякий решится бросить вызов этой власти.
В Таруне известны 18 рунных символов. Все 18 символов давным-давно были выцарапаны на осколках Солнца-Глоста. Это известно всем. Но никому неизвестно, кто владеет какой руной, сколько экземпляров каждой руны может существовать и действительно ли руны ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ находятся во власти живущего ныне тарунца. (Из книги У.Кизо Мастера мечей).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В САДУ ГЕРМАНСКИХ БОГОВ
Руны -- это древние германские письмена, имеющие громадное значение. Это не только буквы, но и магические знаки, символы, передающие определенные состояния. У каждой руны есть собственное имя и несколько основных значений. Руны, по большому счету, -- это первосимволы жизни и смерти, которые порождают собственный язык, влияют на пространство и указывают направление.
Восемнадцать нордических рун составляют алфавит, который называется по звучанию первых шести рун ФУТАРК. Как и в случае со всеми остальными алфавитами, можно поискать МАНДАЛУ БУКВ, то есть первознак, который описывает все знаки алфавита и соответственно содержит в себе все остальные символы. Попытайтесь в качестве упражнения провести эту операцию с буквами нашего современного алфавита, и уверяю вас, результат будет достаточно интересным. (Интересными будут и отличия, например, между украинским и русским алфавитами). Но мандалы всех без исключения современных алфавитов чрезвычайно сложны.
Почти все руны состоят из вертикальной палочки с прикрепленными к ней наклонными веточками. Горизонтальное направление отсутствует совершенно, нет ни одной руны с прямым крестом. Совершенно по-другому обстоят дела с рунной мандалой. Рунная мандала проста до предела, если написать все руны друг над другом, то получится шестиугольник с вписанной в него шестиугольной звездой.
Хотя рунная мандала кажется очень простой геометрической фигурой, это на самом деле максимально сложный и многосторонний символ. В двух измерениях это шестиугольник с шестигранной звездой. Но если попытаться посмотреть на рунную мандалу как на трехмерное тело в пространстве, то вскоре можно увидеть кубик, стоящий на одной из своих вершин. Стороны кубика прозрачны, он пропускает взгляд через себя. Если же посмотреть только на шестиугольную звезду, и забыть о шестиугольнике, то можно увидеть три измерения, три направления пространства: высоту, ширину и глубину. Видны три прямые, которые расположены друг на друге под углом в девяносто градусов и пересекаются в одной точке в центре. Все эти виды рунной мандалы (надеемся, что заинтересовавшийся читатель откроет для себя и другие чрезвычайно интересные вещи) указывают на разные аспекты и значения рун.
Слово руна (рауна) значит тайна. Уже, исходя из этого, трудно ожидать, что руны так просто откроют свои тайны. Усилия придется приложить в любом случае. К рунам нужно пытаться приблизиться осторожно и с уважением, с разных сторон. Нужно ждать, пока они не заговорят сами и не расскажут о своих тайнах. По этой причине в древних культурах искусство письма и магия слова находились в руках немногочисленных жрецов, которые одновременно были философами и художниками в широком смысле этого слова. Становится понятным, почему руны неразделимо связаны с германской мифологией. Для того чтобы понять их, необходимо хорошо разбираться в саду германских богов. Ведь именно туда ведут нас руны.
Германская мифология знает девять миров, расположенных в соответствии с рунной мандалой. Структура германского миропорядка и рунной мандалы идентичны. Поэтому любая информация о девяти мирах в саду германских богов имеет значение для понимания рун. Без нее просто нельзя обойтись. В центре сада располагается ИГГДРАСИЛ, мировое дерево. Этот мировой ясень такой большой, что охватывает весь мир, достигает всех девяти миров. Своими ветками и корнями мировое дерево укрепляет всю вселенную и указывает на разные направления. Вверху, в воздухе находится Асгард, сад асов, находящегося в настоящее время у власти божественного рода с патриархальной организацией. Асы пришли как боги людей с боевыми топорами из Азии и изгнали ванов, ранних богов. Асы -- это боги воздуха и ветра. Во главе их Один (Водан), Ас, бог мертвых и повешенных, бог рун и языка, поэтов и воинов, отец китов и Все-отец и т.д. У Одина более ста имен и столько же обликов. Это языческий бог, в котором еще не произошло христианское разделение добра и зла. Один -- это яркая сущность, добрая, а иногда очень злая. Его иногда можно встретить в лесу как одинокого странника. Он выглядит старым мужчиной, высокого роста, одетым в длинный серый (или голубой) плащ, широкополую шляпу и без обуви. У Одина только один глаз, которым он видит больше, чем другие двумя. В большинстве случаев недалеко от него находятся два его ворона Хугин и Мунин, а сам он молча стоит на опушке леса. Прежде чем подойти к нему, нужно хорошо подумать, так как эта встреча может принести как просветление, так и безумие.
Мост-радуга соединяет Асгард с Мидгардом, средним садом, где обитают люди. По этому мосту асы скачут (только Тор идет пешком) каждый день в Мидгард, к источнику Урд. Там три норны Урд, Верданди и Скульд вопрошают руны и определяют таким образом судьбы людей и самих богов. Источник Урд находится на западе (именно в том месте, где радуга прикасается к земле), там живут и ваны, более старый божественный род, изгнанный асами. Ваны - это боги воды, их народы живут в матриархате и почитают Мать-Землю. В настоящее время асы и ваны живут в мире, их врагов, великанов, можно найти в восточном направлении. Человечество Мидгарда постоянно находится под угрозой со стороны великанов и нуждается в защите. Бог Тор, любимый бог простого народа, является защитником Мидгарда. Он находится в вечном путешествии на восток, чтобы убить троллей (великанов). С этой целью он в виде исключения не ходит пешком, а всегда использует свою упряжку козлов и свой магический молот, удару которого не может противостоять ни один великан. После каждого попадания в цель (а попадает в цель он всегда) молот сам возвращается в руку Тора.
Мир возник от союза огня и льда. На севере находится царство льда и тумана, это окраина Мидгарда и отсюда совсем близко к богам. На севере очень холодно, а внизу -- на юге -- жарко, там царит огонь. Там живут огненные великаны, которые дают миру энергию огня и в конце времени разрушат его все тем же огнем. Весь Мидгард омывается океаном. В нем обитает гигантское чудовище, змей Мидгарда, опоясывающий своим телом весь мир и кусающий себя за хвост. Этого змея иногда еще называют германским Уробором.
На юге путь ведет вниз, в землю, а затем и под землю - в Утгард, нижний сад. В глубоких пещерах обитают карлики -- робкие, боящиеся света существа, умелые ремесленники. Они как бы промежуточная стадия между землей и адом, в то время как эльфы -- это промежуточная стадия между землей и небом. Они наполовину люди и наполовину боги. В самом низу под землей, там, где заканчивается средний корень мирового дерева, обитает Хел, темная дочь ночи и повелительница подземного мира, а также отвратительный дракон Нидхегг. Они ждут свежих трупов, и во время ожидания червь Нидхегг непрерывно гложет корень мирового дерева. Все соломенные мертвые, которые умирают на соломе в постели, а не на поле боя, направляются к Хел. А мертвые герои - напротив -- попадают в Асгард, в Валгаллу, где их опекают прелестные валькирии и в изобилии есть божественный мет (очевидна с древнеславянским словом мед в значении напиток).
Этот мет является совершенно особым напитком. Для рядовых воинов -- это обычное пиво, они его и так пьют с превеликим удовольствием и в больших количествах. В Эдде сказано "И выпил Тор три тонны мета". Вожди, как и сам Один, пьют красное вино наилучшего сорта.
Но самое большое наслаждение -- это мет скальдов. Этот драгоценный напиток получают только любимцы Одина, скальды (поэты). Даже одной капли этого чудесного напитка достаточно для пробуждения поэтического таланта -- и что еще ценнее -- для истинного познания рунного искусства.
Вот и завершилось наше краткое паломничество в сад богов девяти миров скандинавской мифологии. Все эти боги и сущности живы и сейчас, они дремлют в глубинах нашей души как наследие прошлого. Даже если мы и не ощущаем их, они воздействуют на нас на уровне подсознания. Их нужно знать, чтобы не допустить негативного воздействия с их стороны. ПУТЬ К БОГАМ ВЕДЕТ И К РУНАМ, ведь и сам Один -- это Бог Рун.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
РУННЫЕ РОДА
Руны -- символы достаточно древние. Показанный в настоящей статье алфавит (футарк) северных рун викингов насчитывает более тысячи лет. Он употреблялся в Скандинавии прежде всего во времена викингов. Но тысяча лет -- это их минимальный возраст. Некоторые из восемнадцати рун значительно старше, а отдельные прослеживаются вплоть до каменного века. С помощью рунной мандалы руны можно разделить на три группы, три рода различного возраста, которые позволяют бросить взгляд на прошедшие 10000 лет и находятся в определенной взаимосвязи со священными деревьями.
РОД РУНЫ ТЮР
Иггдрасил, германское мировое дерево изначально было тисом. Это вечнозеленое дерево, которое может жить до 3000 лет, было символом жизни, смерти и жизни после смерти. Руна ТЮР (12) -- это руна тиса. Бог Тюр (Тайваз) -- это самый старый германский бог, он даже старше Одина (Водана). Руне Тюр больше десяти тысяч лет, она родилась в древнее время, время заката Атлантиды. Из Атлантиды знания древнего мира попали в Евразию, еще и сегодня слабые следы этого знания мы можем обнаружить в мегалитах или в пещерной живописи. То далекое время, о котором мы не знаем практически ничего, - это время руны Тюр.
Есть только три руны, которые кроме вертикальной черты содержат в себе еще и части кромки рунной мандалы (шестиугольника): Тюр (12), Ур (2) и Лаф (14). Эти три руны являются самыми древними, они составляют род руны Тюр, род тиса, и пришли они из Атлантиды, из времен каменного века Европы. У каждой руны есть свое звучание. Если прочитать Тюр, Ур и Лаф как они звучат, мы получим слово Тул или Туле -- одно из имен Атлантиды (Prima Тhulе -- Атлантида, Ultima Thule -- Исландия). Тис, несмотря на свою выносливость, сегодня находится под угрозой исчезновения как вид. Найти его практически можно только в парках и на кладбищах.
Не лучшей была судьба и тура, первобытного быка (Bos primigenius Bojan). Именно это истребленное животное является символом руны Ур.
И о третьей руне рода Тюр можно рассказать много интересного. Ее растение -- лук -- в древности благодаря своему очищающему воздействию считалось целительным для тела и души и священным. Как символ чистоты он до сих пор сохранился во многих гербах английской знати. Викинги считали, что лук очищает печень и весь организм и способствует продлению жизни.
РОД РУНЫ ФРЕЙЯ
Еще четыре тысячи лет тому назад в Европе царил матриархат. Культуры мегалитов, да и более поздние народы и культуры жили в матриархате. Эти народы, в принципе, можно назвать кельтами, так как большая часть из сохранившихся кельтских сказаний и легенд возвращает нас во Времена Матерей. В течение 6000 лет (от 8000 до 2000 лет до новой эры) возникли следующие семь рун: Фа (1), Ас (4), Бар (13), Рит (5), Дорн (3), Сиг (11) и Одил (18). (см. таблицу).
Эти руны -- так называемый род руны Фрейя, род березы. Если посмотреть на рунную мандалу, то окажется, что эти руны содержат в себе как части кромки (шестиугольник), так и части внутренней звезды (шестиугольная звезда).
Они все являются также частями руны Бар, и таким образом детьми матери березы, так как мать и береза -- это два основных и самых важных значения руны Бар. Береза -- это дерево-первопроходец. Именно она была первым деревом, которое распространилось в Европе после отступления льда. Оно везде считалось священным деревом Великой Матери Земли. Фа - это руна бога Фрейя, бога-оленя. Фрей изображался с рогами как Пан, танцующим вокруг березы с дочерьми Матери. Он бог фаллического типа, мужской принцип, который еще служит Матери и подчиняется ей. И в нем нет и следа недовольства этим. Мерлин, величайший друид всех времен, также относился к руне Фа. Он властвовал над оленями, они следовали за ним. Мерлин был отцом оленей. Отец и олень (и крупный рогатый скот) -- это важные значения руны Фа, которая благодаря своим двум боковым ветвям напоминает рога оленя.
Руна Ас -- это руна асов. Вместе с асами к власти постепенно приходят мужчины. Но, все еще находясь на стадии полувоплощенной возможности, в Европе царит матриархат. В это время асы появляются только в группе. Один находится на заднем плане и его называют просто Ас. Но вскоре все изменится...
Четыре тысячи лет тому назад волна очередного переселения народов докатилась и до запада Европы. Светловолосые и голубоглазые индоевропейцы-арии, воинственные и вооруженные железным оружием, вытеснили и поработили миролюбивые исконные народы этих мест. Колесо истории заскрипело и сделало оборот. Пришельцы жили в патриархате и привели с собой своих мужских богов-асов с Одином в качестве Всеотца. Как это уже не раз повторялось в истории, после начального периода войн наступил мир и уже через несколько сотен лет пришельцев нельзя было отличить от коренного населения. Все перемешалось... И новые, мужские боги перемешались с более старыми богами матерей, ванами, и жили с тех пор одной семьей. Но верховным богом стал Одни, а мужчины добились власти над женщинами.
К этому относительно недавнему времени относятся прочие восемь рун:
ХАГАЛ (7), МАН (15), ИР (ЮР) (16), АР (10), КАН (6), ЕХ (17), НОТ (8) и ИС (9). Они образуют третью и самую молодую группу рун, род руны ХАГАЛ, РОД ЯСЕНЯ. Все руны этой группы характеризуются тем, что являются исключительно частями внутренней звезды рунной мандалы (шестиугольная звезда). Все они -- часть руны ХАГАЛ. С одной стороны, руна ХАГАЛ символизирует мировое дерево Иггдрасил, а с другой стороны -- так называемый ХАГ, изгородь, которая охраняет и защищает весь мир и всю вселенную.
ИГГДРАСИЛ И ОДИН
В течение девяти дней Один, раненный Гером, висел на мировом дереве без еды и питья. На девятый день он упал вниз и нашел руны -- так говорится в Эдде. Но Хагал -- это одновременно и град и ледяной кристалл, крист во вселенной: монограмма Христа Сhi-Rо связана с руной Хагал. Кроме того, Хагал имеет и следующие значения: целый и неповрежденный. Так как мировой ясень охватывает все девять миров германской мифологии, Один хорошо знал их все. Ни один из миров не был чужим для него, даже подземный мир. Только благодаря этому верховный бог мог нести ответственность за весь мир, он должен был быть ЦЕЛЫМ И НЕПОВРЕЖДЕННЫМ. Стоит обратить внимание и на следующее: в рисунке руны Хагал скрывается не только монограмма Христа, но и монограмма Дьявола (если уж говорить о христианстве). Она -- целое. И никогда нельзя быть уверенным, как она придет, то и как целостность, то и как град.
Три священных дерева кельтогерманской мифологии провели нас по истории последних 10 000 лет. Тис, береза, ясень относятся в виде символов к разным периодам времени, как и боги Тюр, Фрей и Один. Ключом к их мирам являются руны: ТЮР, ФА и ХАГАЛ. Хотя руны викингов вряд ли старше тысячи лет, корни их простираются глубоко в развеявшиеся пылью Вселенной времена.
ВЗГЛЯД НА РУНЫ
Что такое руны? Это древние германские буквы, распространенные в первом тысячелетии нашей эры. Они служили для кратких сообщений и никогда не использовались для записи больших текстов. Но прежде всего их использовали для магических целей. Так, например, руны выцарапывались на гробницах с внутренней стороны для того, чтобы предотвратить выход мертвого в виде привидения из гроба и защитить таким образом от него живых. Это научный подход к объяснению рун.
Но науке очень тяжело объяснить руны. Существует очень много теорий, ни одна из которых не считается более или менее правильной. Вопросы начинаются уже при рассмотрении возраста рун. Ведь тот факт, что руны не найдены в период до нашей эры еще не говорит о том, что их в то время вообще не было. Так, например, некоторые наскальные рисунки выглядят очень похожими на руны. Вызывает вопросы и происхождение рун. Существуют многочисленные гипотезы, противоречащие друг другу, но нет ни одной, которая бы удовлетворительно объясняла происхождение рун Для понимания существа рун необходимо выйти за рамки традиционной науки.
Что такое руны? Буквы -- это ведь не главное их предназначение.
Каждая руна обладает собственным именем, и это имя связано с множеством разных понятий, соприкасающихся с основным значением руны. Например, пятнадцатая руна читается как звук "м". То есть соответствует и нашей букве М. А название ее МАН одновременно указывает на следующие понятия (человек -- немецкое МЕNSСН, английское -- МАN, мужчина -- немецкое МАNN, английское МАN, луна -- немецкое МОND, английское МООN и т.д.) Как мы видим, все эти слова на германских языках начинаются на букву М. Эта операция требует некоторой сосредоточенности и приносит определенную пользу на любом языке, так как позволяет увидеть связь между, казалось бы, совершенно разными словами.
Кроме того, каждая руна является определенным образом-состоянием. А если отвлечься от звукового и понятийного значения, то каждая руна представляет собой простой геометрический символ. Если непредвзято и достаточно наивно попытаться войти именно в этот графический символ, руна расцветет и перед внутренним взором откроются картины, преисполненные глубокого смысла. В случае руны МАН мы видим выпрямившегося человека, поднявшего свои руки под углом вверх. Но не только это. Руна МАН символизирует и стилизованную человеческую руку, когти хищной птицы, например, орла, а также и рога оленя или лося. Возможности толкования не ограничены и в этом случае.
Необходимо упомянуть и о том, что руны наряду со своими тремя значениями -- звук, понятие и образ, имеют и еще одно значение - цифровое. Так, в рунном алфавите ФУТАРК пятнадцатой руне МАН соответствует цифра 15. Это открывает дополнительные возможности толкования рун с точки зрения символики цифр и каббалы.
Руна МАН символизирует верхнюю половину в саду германского мирового порядка, область между Мидгардом и Асгардом. Здесь находятся ствол и крона мирового дерева Иггдрасил. Руна символизирует три самых толстых ветви мирового дерева. В качестве образа человека руна МАН символизирует верхнюю часть тела, с ударением на голову, руку и кисти рук. Из этих различных значений видно, что руна МАН отвечает за процесс одухотворения человека, за развитие, которое идет снизу вверх, от матери Земли к отцу Небу, иначе говоря -- за процесс эволюции.
РУНА МАН -- ЭТО САМ ЧЕЛОВЕК.
РУНА ИР (ЮР)
Руну МАН дополняет руна ИР (ЮР). Она олицетворяет нижнюю часть рунной мандалы, область между Мидгардом и Утгардом. ИР соответствует корням мирового дерева, средний из которых ведет вниз вплоть до области Хель. Что касается человеческого тела, то эта руна символизирует нижнюю часть тела человека, стоящего на голове, или человека, который стоит на земле всеми четырьмя конечностями, расставив их как можно шире. Данная руна указывает на тесную связь с землей и подчеркивает функции нижней части тела и определенную безголовость. Руна ИР, в отличие от руны МАН, указывает на развитие, которое идет сверху вниз. Это обращение богов к людям, которые живут под ними, а также обращение людей к существам, которые соответственно также живут под ними, то есть к животным, растениям, камням и всей земле. Ведь они все живут. Это инволюция -- процесс овеществления духа, его вхождения в материю, акт творения, который ведет к заботе о земле и ответственности человека за нее. Это корень истинного сознания себя как части окружающей природы.
Ир значит соблазн, смятение. В смысле руны Ир смятение и ошибки вообще -- это не только человеческое (руна МАН), но и вообще земное качество. Все ошибки относятся к земле. Во многих германских языках слова ошибка и земля имеют один корень: немецкое irren (ошибаться) и Erde (земля), английское error (ошибка) и Earth (земля) и т.д. Список таких слов можно продолжить. Необходимый путь в Землю, в материю и сквозь нее, который часто оказывается неправильным путем и все-таки необходим -- это жизнь в лабиринте телесных форм, это руна ИР.
Одностороннее подчеркивание руны ИР и пренебрежение ее противоположностью, руной МАН (человечность и духовность), ведет к тупиковому развитию. Мир становится односторонне материалистичным. Дух постепенно размывается и исчезает в более тонкие измерения, земля подвергается нещадной эксплуатации, а люди все больше и больше погрязают в смятение, мечутся как ослепленные кролики в огнях больших городов -- без спасения и покоя. Эта напасть (в рамках данной статьи останавливаться на ней подробно вряд ли уместно) предназначена отчасти и для того, чтобы обратить внимание людей на руну МАН, на дух в небе, и на то, что прогресс, деньги и материя не ведут к небу, а наоборот, в ад. Сознание этого, хотя может и неосознанно, использовано в символе противников атомного оружия. Этот символ, собственно, и является руной ИР в круге. Он возник из двух символов международного сигнального алфавита и прекрасно символизирует опасности материализма, вершина которого заключается в злоупотреблении атомной энергией.
Руны МАН И ИР считаются также рунами жизни и смерти. Но это одностороннее понимание рун, правильным оно является лишь в достаточно узких рамках. Более удачным нам кажется определение этих рун как рун Земли и Неба. Молния на короткое мгновение соединяет небо и землю и уравновешивает напряжение между ними . Если перенести эту символику на душу человека, то молния олицетворяет мгновенное просветление или потрясение, которое при определенных обстоятельствах может изменить всю жизнь.
РУНА СИГ
Руна СИГ (11) -- это образ молнии, о которой было сказано выше. Кроме того, это солнечный луч, который внезапно развеял тьму. СИГ мгновенно связывает Асгард с самыми нижними кромками Мидгарда. Эта руна использовалась в Третьем Рейхе, словесным выражением этой руны было приветствие "зиг хайль" (Sieg Heil), что можно перевести как "Да здравствует победа" или "Победа священна", а кроме того, была взята на вооружение СС как основной символ. Но эта магия полностью соответствовала цвету мундиров СС, и привела к глубочайшему поражению, к противоположности победы и к обратной стороне руны СИГ. В настоящее время мы встречаем руну СИГ в качестве знака высокого напряжения и -- в несколько измененной форме -- как символ переменного тока. Но одновременно с этим руна СИГ является и символом Водолея, а Водолей в астрологии -- это олицетворение нового времени, новой эпохи...
Три руны -- МАН, ИР И СИГ -- вместе взятые могли бы дать ответ рунного оракула на вопрос по поводу будущего развития современного человечества. Какой же этот ответ? Мы или станем настоящими людьми (МАН), которыми мы, к сожалению, все еще не стали, для этого мы должны победить сами себя. Это была бы настоящая победа. Альтернатива заключается в следующем: мы не устоим перед соблазнами материи (ИР) и черная победа превратится в наше поражение (вспомним Атлантиду!).
ОПУС ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Восходящее Солнце приветствует своими холодными лучами лес, простирающийся до горизонта. Экстаз птичьего пения достигает предела. На небольшой поляне полукругом стоят бородатые мужчины, их одежда состоит из пестрых накидок и длинных кожаных штанов. Каждый из них держит перед лицом щит и исторгает в него грубые горловые звуки. Эхо достигает птиц и заставляет их в испуге поискать другое место для утренней молитвы Солнцу. В центре полукруга стоит одноглазый великан, очевидно, вождь. На нем развевается великолепная длинная накидка голубого цвета. Как только первые лучи Солнца достигают гигантского дуба на опушке, вождь поднимает руки к небу, его голубой глаз встречается с небесной лазурью. Ауру поляны пронизывает обращение к Солнцу. Остальные воины (а кем же они еще могут быть) умолкают. Внезапную тишину не нарушают даже птицы.
Перед вождем на зеленой траве лежит большой кусок сукна. Он протягивает руку к поясу, достает из кожаного мешочка пригоршню кусочков дерева со странной насечкой и бросает их на сукно. Затем он опускается на колени и, не глядя, берет в руку три кусочка дерева. Видно, что он доволен результатом, так как вскакивает, стремительно поднимает свое копье вверх и издает при этом устрашающий вопль. Воины подхватывают боевой клич. Лес разбужен окончательно. Как будто из ниоткуда появляются два ворона и молча пролетают над головами мужчин. Это приводит воинов в настоящий экстаз, который трудно описать словами.
Эта сцена могла иметь место две тысячи лет тому назад где-то в Германии. Вероятно, вождь Дзигвилл и его дружина хотели узнать, выдержат ли они натиск врагов и на чьей стороне будут боги. После гадания они уверены в поддержке Одина, руны держали добрую речь, а кроме того Один послал двух воронов. Лучшего знамения и быть не может, завтра они вступят в бой с верой в победу.
Вождь Дзигвилл приветствует восходящее Солнце молитвой. Он, некоторые уже обратили на это внимание, принимает на себя образ руны МАН, он сам становится руной МАН. Он стоит на земле, его душа накрепко привязана к земле, он сам стал частью земли. Связь его с Великой Матерью неразрывна. И поднятые руки и глаз ищут контакт с небом. Дзигвилл ищет своего отца Одина. Занимая такое положение между небом и землей, он старается стать спокойным, его дух изгоняет мысли. ОН ПОЛНОСТЬЮ УШЕЛ ИЗ МИДГАРДА. Теперь черед судьбы вступить в игру и Дзигвилл готов выслушать руны. С современной точки зрения вождь расслабился и вошел в медитацию. Но медитацией он не интересуется. Для него важен только Один.
В результате броска с вождем говорят руны ДОРН, ТЮР И СИГ. Дзигвилл человек естественный, глубокая символика достаточно далека для него. Поэтому сначала он видит руны как обычные рисунки. Он видит молот (ДОРН), за которым следует копье (ТЮР), третья руна -- это могущественная молния СИГ. Уже теперь ответ рун его просто воодушевляет. Но, будучи в достаточной степени зараженным микробами так называемого разума (кажется, что мы именно сейчас минуем пик болезни, вызванной этими микробами), он продолжает изучать рунное послание, чтобы не подвергнуть опасности судьбу своего племени. Значение рун как символов не менее благоприятно. В начале стоит сила (ДОРН), а затем копье (ТЮР), а в конце победа (СИГ). Толкование однозначно -- победит сила копья. Это однозначное требование вступить в битву, об отступлении не может быть и речи.
Но в голове Дзигвилла находится место и для скептической мысли: Надеюсь, что победят именно наши копья. Вождь быстро справляется с этой мыслью. Вряд и руны будут напрягаться и давать многозначный ответ. Он вскакивает с криком "Победа или валгалла!". Дружина воодушевленно вторит ему. Но когда в подтверждение РУННОГО СЛОВА мимо пролетают два ворона Одина - ХУГИН И МУНИН -- радость не имеет границ. Все уверены в победе. Одно из значений слова руна -- как мы уже отмечали -- тайна. Тайной является все, что связано с рунами. Они, как говорит Эдда, окутаны светлым туманом. Ученые спорят о том, откуда пошли руны -- от этрусков, римлян или иудеев и соответственно от их письменности или же они являются полностью автохтонными. Германское же учение о богах дает очень простой ответ на этот вопрос. Руны - это подарок богов. Отец всего Один, верховный германский бог, был творцом рун. Он нашел их. Об этом в Эдде сказано следующее:
Я знаю, что висел на дереве
на ветру,
Раненный Гером
посвященный Одину, самому себе,
на дереве, о котором
никто не знает,
из какого корня оно Растет.
Мне не приносили ни еды, ни питья.
Я склонился, поднял Руны,
поднял их со стоном и упал Вниз.
В этом месте говорит сам Один. Он висит на вечнозеленом мировом дереве Иггдрасил. Таким образом, он приносит самому себе человеческую жертву. Именно таким образом приносили жертвы ему -- богу смерти и повешенных: жертву подвешивали на дереве, вспарывали копьем и оставляли. Но, Один переживает казнь, после девятидневного посвящения в опыт смерти он поворачивается вниз к Земле и находит там руны. Затем он падает за Землю и с этого момента становится богом рун. Что же увидел Один за Земле?
Может руны как часть земли, как силы, которые создают ландшафт, больше, чем просто буквы? В любом случае руны -- это часть структуры мира, первообразы, которые определяют как внутренний, так и внешний мир, и держат их вместе. Этот взгляд на руны ведет к геомантии, к древней науке о правильном выборе места. Но об этом отдельный разговор. Возвратимся лучше к богу, который висит на дереве.
Девять ночей висит Один на дереве без пищи и питья, наконец он смотрит на землю. Внизу одноглазый бог видит трех женщин. Эдда говорит о трех многомудрых женщинах, которые живут у источника, расположенного у корней мирового дерева. Вот их имена: УРД, ВЕРДАНДИ И СКУЛЬД -- три норны. Бог видит, как они сидят под деревом и вырезают руны. Они бросают руны и таким образом определяют судьбы людей, да и самих богов.
Урд, самая старая, олицетворяет прошлое, Верданди -- настоящее, а Скульд, самая молодая, будущее. Они -- три аспекта действительности, трехмерное бытие мира.
Урд вырезает руну АС. Значение руны АС -- это Асы, то есть собирательное имя всех германских богов. И Ас -- напротив, табуированное имя Одина. Ведь редко когда даже древних героев-людей называли по имени. В целях безопасности.
Верданди бросает руну ХАГАЛ. Руна ХАГАЛ представляет собой, кроме всего прочего, и мировое дерево. Три могучих корня мирового дерева уходят глубоко под землю, вечнозеленое ВСЕДРЕВО гордо поднимается ввысь, к небу. И кто знает, где оно заканчивается... ХАГАЛ обнимает весь мир. А БОГ- ВОРОН все еще висит на дереве.
Прекрасная Скульд вытягивает руну ТЮР. Руна стоит на голове, это так называемая упавшая руна.
Скульд поднимает голову, ее невинное лицо смотрит на Аса. Самая старшая сестра бормочет о чьей-то вине. Золотые лучи Солнца пронизывают темную тучу. Великий Один видит стрелу в руке младшей норны. Она направлена острием вниз. С громким криком он полупрыгает, полупадает в зеленую траву. Прошлое поймало одноглазого Аса, с этого момента он еще и бог языка здесь на Земле...
На пути обратно в селение вождь Дзигвилл шел позади своей орущей от радости и предвкушения сладкого боя дружины. Он хотел насладиться тишиной. Множество раз именно живая тишина леса помогала ему понять значение рун. Да и не был он так уж доволен предсказанием сегодняшнего утра. Он не всегда понимал язык рун. Некоторые понятия хотя и возникали где-то внутри него, но зарождающийся мозг западной цивилизации заглушал их. А сегодня речь шла о жизни и смерти племени.
Дзигвилл присел на большой желтый камень, лежащий возле тропинки и начал размышлять: Первая руна ДОРН -- это Сила. Да, силы у нас достаточно, в этом отношении мы готовы. Все будет зависеть не от этого. ДОРН -- это руна Тора. Если бог молота будет на нашей стороне, все должно быть в порядке. Но иногда Громовик оказывается достаточным простофилей и его молот начинает бить во все стороны. А вот руна ТЮР имеет еще и следующее значение -- дверь. Значит, путь к победе открыт для нас! Слава Одину!
В этот момент перед взором Дзигвилла возник человек. Вождь не видел и не слышал, как он подошел. Человек был стар, волосы и борода покрыты изморозью седины. Его гигантская фигура была скрыта под серым плащом. На голове у него была широкополая шляпа, а вот ноги его обходились без обуви. Внезапно он начал говорить, и каждое слово отзывалось в Дзигвилле как молния в ударе грома. "Ты ведь знаешь о том, что самой важной в твоем гадании сегодня была руна Верданди, руна ТЮР". Сказав это, чужак метнул высоко в воздух копье, на которое Дзигвилл сначала не обратил никакого внимания. Копье все летело и летело вверх, затем, испугав парящего высоко в небе орла, метнулось вниз, к Дзигвиллу, и замерло в земле прямо у его ног. "Естественно, ТЮР -- это еще и дверь, узкая дверь, а не широкие врата. Знаешь ли ты тайну, можешь ли ты пройти через узкую дверь? Если ты хочешь победить в завтрашней битве, тебе придется расположить твоих воинов, как на это указывает острие копья. Позднее такой боевой порядок назовут клином. Это еще одна тайна руны ТЮР. Один будет с тобой".
Вождь Дзигвилл очнулся, оцепенение ушло, а вместе с ним и странник со своим копьем. Даже орел высоко в небе планировал по направлению на юг и постепенно превратился в точку.
Дзигвилл встал и преисполненный удивления двинулся вдогонку за своими воинами. Он начал петь, петь тихо и с величайшим благоговением:
Изучи Руны, камни гадальные,
Руны великие, символы магии,
Познай их Господина, богами избранного,
Услышь, как их высек
Владыка судеб.
Автор благодарит всех читателей, взявших на себя труд дочитать до конца сию фантасмагорию, а также хотел бы поименно назвать авторов и книги, послужившие источником малой толики его вдохновения:
Старшая Эдда в переводе А .И .Корсун , 1963.
Turville-Petre G. Myth and rekigion of the North, 1964
Мифы народов мира, 1981.
Zoltan Szabo. Die Runen des Nordens, 1989
M.Kahir. Das verlorene Wort. 1960
Eliade Mircea. The Myth of Eternal Return, 1954
Copyright © 1999, М. Пустотник