Абсолютное большинство современных авторов рассматривает составление вязаных рун, предназначенных для достижения той или иной цели магическим образом, как один из основных инструментов рунической магии. Вероятно, найдется очень немного книг по данной тематике, в которых читателю не предлагались бы технологии «конструирования» вязаных рун и/или уже готовые вязаные руны для разных случаев жизни.
Между тем, на настоящее время известно всего четыре исторических случая использования вязаных рун Футарка в качестве самостоятельных знаков, причем лишь два из них заведомо и напрямую связаны с магией. Позднее, ближе к концу эпохи викингов, некоторое распространение получает использование в качестве отдельных знаков вязаных Младших рун; но и такие примеры немногочисленны, а о магии в данном случае приходится говорить, в основном, разве что в контексте сакральности рунического письма как такового.
Много сложных вязаных рун - в том числе, вероятно, и магических - нам известно по исландскому материалу, но:
- это очень позднее время - в основном, XVII-XVIII века,
- в Исландии мы встречаем вязаные руны, - не являющиеся обычными литерами в надписях и представляющие собой магические знаки, - только в трактатах (в теории, так сказать), а не на амулетах или рунических камнях.
Да, вязаные руны применялись с первых веков н.э. и "до конца". Но ведь по сути своей, это обыкновенные лигатуры, в 99,999% случаев используемые для сокращения занимаемого надписью места и уменьшения "трудозатрат" на вырезание надписи. Хорошо, еще одна функция - сведение общего количества знаков в руническом тексте к сакральному числу - 10, 24, 72 и т.д. И все...
Всего четыре имеющих отношение к Традиции примера применения вязаных старших рун как самостоятельных знаков - за тысячелетие использования Футарка в магических целях и из сотен известных рунических амулетов и других артефактов. Нет, это не отрицает, конечно, возможности магического применения вязаных рун, но – заставляет, как минимум, с осторожностью относиться к данному разделу рунического искусства. Вернее - к тому, что нередко выдается за таковое, будучи банально напридумыванным авторами за последние два-три десятилетия...
Для интересующихся - четыре примера, о которых я упоминал:
1. Золотое кольцо из Керлина (VI век) - вырезан знак, имеющий две ветви слева снизу от става и одну - справа сверху; объединяет руны Ансуз и Лагуз, а как рунический код дает еще и руну Уруз (вторая руна первого атта), передавая, в целом, классическое заклинание ALU.
2. Вязаная руна Гебо + Ансуз, используемая в качестве магического символа на очень большом числе памятников (знаменитое крагехулльское копье, ряд брактеатов, несколько амулетов и т.д.).
3. Золотая брошь с гранатами из Зоеста, VI век. Серебром инкрустирована вязаная руна - основой является руна Гебо, в которую "ввязаны" две руны Ансуз, руны Тейваз, Науд и Отал. Имел ли данный символ магическую нагрузку - неизвестно.
4. Аналогичным образом "устроенная" - на основе руны Гебо - вязаная руна, инкрустированная серебром по стали на меровингском "мече с кольцом". Почти не читается; про магию, опять-таки, ничего не известно.
Автор: Антон Платов