Сакральный смысл монет показывает традиция европейской и российской культур второй половины XVIII — начала XIX в. закладывать монеты под памятники выдающимся деятелям. В каждом городе вам расскажут легенды, связанные с известными памятниками, и историю их возведения. Петербургские примеры — это, конечно, «Медный всадник», памятник А.В.Суворову у Марсового поля. Некоторые примеры задокументированы.
«В 1827 году, 30 июля, произведена была закладка подножия памятника Дюку де Ришелье», — пишет К. Смолянинов в «Истории Одессы». «По совершении молебствования и освящении места, в углублении самого большого камня, составляющего фундамент памятника, положены были различные медали и монеты, принадлежащие к царствованиям Людовика XVI, Екатерины II, Павла I, Александра I, Людовика XVIII, которым Ришелье имел счастье служить. К сим памятникам присовокуплена была медаль Государя Императора Николая Павловича, несколько серебряных монет 1827 года и бронзовый медальон с изображением покойного Дюка, выбитый по случаю смерти его в Париже в 1822 году».
Скорее всего, эта традиция — измененный в эпоху классицизма отголосок античной мистерии.
Монеты использовались и как сакральные предметы — амулеты, талисманы, носители благой силы. Особенно сильно вера в мистическую силу монет была распространена в Древнем Китае. Монеты б шли включены в систему китайских магических символов и глубинно связаны с религиозной культурой. Известен такой магический предмет, как меч, изготовленный из монет, скрепленных через отверстия. Этот меч гарантировал охрану и обещал благоприятное существование не только в материальном, но и в духовном мире.
Исторически сложилось так (и не только в Китае), что монеты выполняли функцию амулетов. Известны многочисленные древнерусские украшения, извлеченные из курганных погребений. Среди них гривны, обручи, перстни с солнечной и иной языческой заклинательной символикой, призванной защитить от рассредоточенного во внешнем мире злого начала. Гривны — массивные проволочные или пластинчатые украшения — носили на шее не только женщины, но и мужчины. В археологических находках более позднего времени попадаются гривны, составленные из монет. Скорее все-го, то, что воспринимается современным человеком как украшение, для наших предков служило защитой, имело культовое символическое значение, а в более поздний период являлось признаком знатности и богатства.
Вполне логично предположить, что со словом «гривна» связано название древнерусской монеты — гривенника. С бронзового века гривны были в ходу у многих народов: римлян, персов, галлов, скифов, сарматов, балтов, скандинавов. На древнеиндийском языке (санскрите) «грива» означает «шея». Со значением «затылок» это слово использовалось в древнеперсидском (авестийском) языке. Значение русского слова «грива» — волосы на затылке, очень близко санскритскому и авестийскому. Таким образом, слова «гривна» и «гривенник» уходят своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, к эпохе общеевропейского (арийского) языкового единства.
В Древней Руси гривной называлось не только нашейное украшение, но и слиток серебра.
Монисто — слово такое древнее, что его исконный смысл затерялся. Слово это не простое, а двух-составное, состоящее из слов «монета» и «есть». Одевший на себя монисто как бы говорил: «Деньги у меня есть». Монисто обычно составлялось из нанизанных монет. Это был ритуальный предмет, а не простое украшение, и носили его на себе представители самых разных народов — от жителей южных степей до обитателей тундры.
Слово «деньги» созвучно восточным словам, обозначающим то же самое — «таньга», «тенге». На староперсидском языке «тенгэ» означает серебряную монету. Но это еще не служит доказательством того, что слово «деньги» пришло к нам с Востока.
Есть две версии.
Первая версия. Слово произошло от тюркского «тамга» — клеймо, знак. Знаки наносились на талисманы, то есть представляли собой магическое изображение. Талисман предназначался для того, чтобы привлечь удачу, и являлся как бы материальным посредником в «переговорах» с потусторонними силами. На талисманах часто изображалось божество (вспомним Юнону-Монету), на нем могло быть написано его имя — это делало амулет властным над божеством (вспомним Алладина и его лампу).
Раньше были очень распространены амулеты и талисманы в виде монеток, которые зашивали в одежду или носили в кармане. Во многих странах считается добрым талисманом продырявленная монета. Она не только приносит удачу, но и защищает от сглаза.
Версия вторая. Слово «деньги» очень созвучно слову «тенькать», издавать звенящий, металлический звук. То есть когда действительно появились деньги, заменившие собой предметы меновой стоимости (меха, раковины — у разных народов разные), они были принципиально другими предметами и специально изготавливались из металла.
Наводит на мысль о возможном звукоподражательном подходе к выбору названия для денег и фраза «платить звонкой монетой». Как отмечают историки русского языка, не блестящей или полновесной, а именно звонкой монетой. Блестящим может быть что угодно — и луна, и гладь воды и вообще, не все то золото, что блестит. Полновесным вполне может быть камень, но он не может :i попеть. Звонкий — металлический звук.
Рассуждая о сакральном значении денег и собственно монет, невозможно обойти вниманием мистическое значение металла.
У древних жителей Центральной и Восточной Европы — племен германцев, балтов и славян — особым почитанием, смешанным со страхом, пользовались предметы, сделанные из железа. Несмотря на то что эти племена познакомились с металлом еще в конце I тысячелетия до н.э., на протяжении многих веков он вызывал у них мистический страх.
Еще в начале нашей эры обитавшие в Южной Балтии германские племена с такой опаской относились к железным бытовым вещам, что старались не класть их в могилы своих близких, Викинги оружие и даже шпоры своих погибших в бою вождей гнули, ломали или втыкали в борта могилы. Считалось, что в руках чем-нибудь недовольного духа предка все железные вещи, обладающие способностью резать или колоть, могут обратиться в смертоносное оружие. Для уходивших в мир иной женщин даже железные штопальные иглы заменялись их бронзовыми моделями.
Железные швейные иглы — вообще один из сильнейших магических предметов. Многие знакомы по литературе или семейным преданиям с негативной ролью швейных игл или булавок, которые колдуньи втыкали в дверные притолоки тех домов, хозяевам которых хотели нанести вред. Этот обычай, а также используемый магами обычай протыкать иглами куклу, изображающую врага, относится к разряду симпатической магии. Ее адепты старались путем простых средств (в частности, действия иголкой, бритвой или ножом) имитировать акции потусторонних существ. Верования о том, что они, вооружившись железными предметами, могли проникать в дом через любые запоры, были распространены достаточно широко. Борьбу с призванными таким образом духами наши предки вели аналогичными методами: протыкая воздух ножами.
И поныне дарить друг другу даже перочинные ножи считается магически опасным делом: такие подарки выкупаются мелкой монетой. В отличие от копий, ножей, игл, монета, являвшаяся символом солнца, служила оберегом от злых сил.
по материалам Р.Ю.Любомудрова "Гадание на монетах"