Если задать вопрос, где находиться первоисточник современной психологии, то возможны различные варианты ответов, один из них, получит наиболее глубокие корни - шаманизм. Многих это слово пугает, и от него стараются откреститься, говоря о не научности такого подхода. Большую роль в недоверии и скептицизме к шаманским практикам сыграла советская эпоха, во время которой происходило массовое уничтожение шаманской традиции. По всей Сибири сжигали шаманские костюмы и атрибуты. Шаманов репрессировали, а их семьи и близких родственников переселяли в другие регионы. Если властям становилось известно, что какой-то шаман помог кому-либо излечиться, неминуемо следовал расстрел. Неудивительно, что после такой полувековой прививки, к шаманизму остается страх и недоверие.
В Туве возвращение шаманизма началось в конце 80-х годов прошлого столетия во многом благодаря смене политического курса страны и помощи Американского фонда шаманских исследований, поддерживающего древние традиции. Практически полностью уничтожив, в свое время, собственную коренную культуру индейцев, американские ученные стали искать похожие традиции у других народов и помогать их сохранению.
Так возрождение тувинского шаманизма началось при помощи одного из видных ученых Америки, доктора философии Майкл Харнера, который стал другом и помощником выдающегося ученого и хранителя тувинской шаманской традиции, доктора исторических наук Монгуша Бараховича Кенин-Лопсана, который более 50 лет собирал оставшиеся знания, шаманские ритуалы и традиции. За свой вклад в сохранение и развитие древних традиций Монгуш Барахович был удостоен высшего звания «Живое сокровище шаманизма», которое во всем мире присвоено только трем ученым.
Сегодня сибирский шаманизм является уникальной возможностью прикоснуться к первоисточникам психологии. К счастью, сохранились представители потомственных шаманских родов, которые продолжают традиции предков. Мне посчастливилось быть рядом с такими потомственными шаманами в Туве и Хакасии. Присутствовать во время их работы с клиентами, путешествовать с ними по Местам Силы. Также была возможность последние семь лет наблюдать долгосрочные результаты шаманской работы. Могу с полной уверенностью подтвердить, что процент разрешения задач и проблем, с которыми обращаются к потомственным шаманам, более чем высок. Особенно это относиться к излечению психосоматических заболеваний, изменению негативных долгосрочных жизненных паттернов, открытию жизненной силы и внутренних ресурсов, позитивного простраивания будущего.
В классификации современной психологии и психотерапии шаманизм можно отнести к трансперсональному или интегративному направлению. Область, в которой работает шаман - заличностна. Это пространство за пределами нашего обыденного сознания. В нашем привычном окружении, где все четко и дуально, есть ограничения времени, пространства и др. В шаманском мире - мире духов, существуют другие законы и отличная от общепринятой картография пространства. Например, в нем можно отправиться в путешествие за потерянным Духом Удачи и поймав его в других измерениях вернуть владельцу. После этого его реальная земная жизнь начнет выравниваться и улучшаться в соответствии с запросом клиента. Для человека живущего в жестких рамках обусловленной человеческой реальности это может быть похоже на сказку или вымысел. А реальные факты работы будут скорее отнесены к исключениям, самовнушению или чудесным стечениям обстоятельств.
На тренингах, в которых я часто использую шаманские техники работы, если в группе возникает страх или замешательство, я задаю вопрос: «Знаете ли Вы, в чем одно из различий между шаманом и шизофреником? Ведь и те, и другие видят то, что не видят обычные люди, и те и другие находятся в измененном состоянии сознания. В чем разница?». Ответы дают разные, но, как правило, находятся те, кто отвечает: «Шаман может быть свободным в своих путешествиях. Он может ходить в разные миры и всегда находить пути, по которым он возвращается обратно в наш мир. А люди с психическими отклонениями оказавшись в измененных состояниях сознания не могут самостоятельно найти дорогу обратно». Шаман может быть адекватен в различных состояниях сознания, и именно благодаря такой особенности помогать людям, когда для разрешения ситуации необходим навык выхода за пределы обыденного сознания.
Таким образом, шаманские психотехнологии позволяют расширять границы восприятия себя и мира и глубже познавать силу ресурсов измененных состояний сознания.
Один из тренингов, позволяющий участникам раскрыть тайны своего собственного создания, осознать различные особенности своего жизненного стиля, вернуться к самим себе настоящим, пережить сотворение своего будущего - это 24-х часовой ритуал-тренинг «Творение Ээрена-помошника».
Ээрен - это дух-помощник в тувинской традиции и является обязательной составной частью шаманской традиции. Это и вместилище духов-помощников и сами помощники шамана. Ээрены создается собственноручно и находятся рядом с шаманом до самой его смерти. В них заключается сила и защита шамана. Без их помощи ни один шаман не начнет свою целительскую практику или не отправиться в дальнее путешествие. И чем дольше работает и живет шаман, тем больше у него появляется разных ээренов-помощников, сделанных им для различных ситуаций.
Ээрены могут создаваться как помощники в работе и делах, для защиты себя и близких, для охраны семьи, рождения ребенка, исцеления больного… и т.д. У каждого тувинского шамана обычно бывает несколько видов ээренов - они могут быть разных форм и видов, но объединять их будет одно правило создания: беспрерывность и неповторимая уникальность процесса рождения. Как непрерывен процесс от зачатия до родов ребенка, также не прерывается процесс творения ээрена от его начала до полного завершения.
Свой первый Ээрен я создавала на берегу Енисея, в нескольких метрах от центра Азии в шаманской ритуальной юрте. Всю ночь под потрескивание дров в печке, соединяя различные тряпочки, бусинки, ракушки и пр., все то, что насобирала в течение недели готовясь к ритуалу. То, что было пережито за эту ночь, сложно описать. Это была ночь пересмотра всей жизни: начиная от собственного зачатия, осознавания своих физиологических и психологических особенностей, позитивное изменение своих долгосрочных целей в жизни и многое др. В эту ночь и до самого рассвета время для меня перестало быть линейным, укладывающимся в привычные часы и минуты. Создавая Ээрен, я чувствовала, как вынашиваю и рождаю себя обновленную.
К утру, когда Ээрен был готов, пришли шаманы помогли провести ритуал оживления, так же объяснив, что мне требовалось еще сделать самостоятельно. С этого времени Ээрен стал моим другом. То, что я вкладывала в него при создании было рассчитано на пять лет. Сейчас моему Ээрену три года, а реализовалось из намеченного уже практически все.
Уникальность предлагаемого тренинга заключается в его внешне кажущейся простоте и бездонной глубине личностных и трансперсональных переживаний. Неслучайно многие древние мифы и легенды повествующие о создании человека описывают, как Творец вылепил первого человека из глины или какого-либо материала, после чего оживил его, вдунув в него частицу себя.
Многие древние языческие, да и современные религии обязательно используют в своих ритуальных культах фигуры и изображения божеств. Так, например, сегодня в Латинской Америке, на алтаре рядом с фигуркой Девы Марии, местные жители обязательно поставят вудуискую фигурку защитника их семьи или данной местности. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что традиция создания ритуальных фигурок практически всем народам и является одной из древнейших.
Возможность прикоснуться к данной традиции, почувствовать себя творцом жизни и получить экологичный доступ к сакральным знаниям позволяет данный ритуал-тренинг.
Тренинг проходит в условиях 24-х часового марафона, в формате полного молчания, по необходимости с небольшими индивидуальными перерывами, что позволяет проводить тренинг с максимальной погруженностью ее участников в процесс творения Ээрена.
В начале тренинга участникам предлагается поработать с наиболее актуальной проблематикой в своей жизни и выбрать одну из ситуаций, на которую он будет создавать свой Ээрен.
Ээрен можно делать на любую проблематичную ситуацию, от трудностей в профессиональной деятельности, проблем в личной или семейной жизни, до запросов в области здоровья и т.д. - ограничений нет. Более того, хотя участникам семинара рекомендуется выбрать одну основную тему, как правило, в процессе работы происходит осознавание причин и взаимосвязи этой темы с другими затруднениями, которые имеют место в жизни. Временной период для реализации вкладываемых в Ээрен намерений, также выбирается самим участником.
Далее, из предварительно собранных и принесенных на семинар различных материалов участники начинать самостоятельно создавать своих ээренов-помощников на выбранную ими ситуацию. Как правило, такой семинар начинается вечером и продолжается до самого утра. Предлагаемый формат молчания также позволяет участникам максимально сосредоточиться на процессе и отслеживать возникающие переживания и осознавания. А их бывает более чем предостаточно.
Характерно, что в процессе создания своего ээрена, обычно человек осознает и переживает различные нюансы собственного создания. Обычно, та часть тела или туловища, с которой начинается создание ээрена, является доминирующей или наиболее проблемной у самого создателя. Четко прослеживается взаимосвязь между теми составляющими ээрена, которые были наиболее затруднительны в процессе создания, с аналогом тех же составляющих у самого человека. Легко осознаются причины собственного строения, фигуры, некоторых особенностей характера и т.д. По многим высказыванием участников, в процессе творения они переживали как собственное создание, так и некоторые причины сюжетного сценария своей жизни.
Работа заканчивается с восходом солнца шаманским ритуалом оживления ээрена. Для этого участниками разжигается ритуальный костер и ээренов представляют Солнцу, Духам четырех Стихий и Духам четырех Сторон Света, прося у каждого вдохнуть жизнь и силу в только что рожденный Ээрен и умножить его возможности. Действие происходит под звуки живого бубна и ритуальные призвания. В завершение проводиться процесс наречения имени и кормления рожденного ээрена-помощника, который с этого момента вступает в свою силу. В дальнейшем Ээрен занимает одно из значимых для его создателя мест в доме и выкармливается до тех пор, пока не осуществит свое предназначение.
При всей возможно кажущейся внешней простоте семинара, осознавание и переживания участников в процессе творения Ээрена носят глубинный сакральный характер, который приносит пересмотр и переоценку жизни. А простраивание будущего на силе групповой энергии и подкрепленное шаманским ритуалом приводит к реализации намеренного.
Во время своего пребывания в Туве, меня поразил один из шаманских Ээренов. Это была большая кукла, которую ее хозяйка везде возила с собой и заботилась о ней, как о живом ребенке. Это был Ээрен - помощник в работе связанном с материнством и женских заболеваниях. Ее создательница, шаманка и мать большого семейства, рассказала, что благодаря силе вложенному в этот Ээрен, он помог многим женщинам получить долгожданную беременность и исцеление. А как известно, земля слухами полниться, и этот Ээрен известен многим тувинским женщинам, которым он помог.
Так же помогают своим создателям Ээрены, созданные на семинарах. И даже если у их хозяев вначале и был какой-либо скепсис, то со временем реализации намеченного люди сами начинают создавать следующие Ээрены, объединяясь в новые группы и вкладывая новые замыслы и мечты в свои творения. Заново переживая и осознавая различные особенности своего мироздания.