[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Гора — величественный природный символ вечности, превосходства, постоянства, чистоты, гармонии, устремленности и духовного подъема. Во все века люди с восхищением и благоговением взирали на заснеженные пики гор, взметнувшиеся выше облаков и пронзающие сами небеса. Неудивительно, что у древних народов горы считались местом соединения неба и земли, центром или осью мира, обителью бессмертных богов. Вершины гор рассматривались как пуп Земли, а иногда — как вход в тоннель, откуда начинается дорога в Царство Мертвых. Слово «гора» имеет, по-видимому, древнеарийское происхождение. У ариев, далеких предков европейских народов, звук «ра» обозначал «солнце» (отсюда «рассвет» — «солнечный свет», «ра-дуга» — «солнечная дуга», «Ра» — имя египетского солнечного бога, «рай» — блаженное место под солнцем и т.д.). А «га» — передавал движение, что можно заметить в наших древних словах — «но-га», «дорога», «теле-га» и др. Исходя из этого, можно объяснить значение древнего слова «гора» как «поднимающаяся к солнцу». И пусть не смущает читателя то обстоятельство, что первый слог этого слова пишется с буквой «о» — произносим-то мы его все равно как «га»!
В мифологии древних упоминаниям о священных горах нет числа. Для иллюстрации приведем лишь несколько примеров.
Амэ-но Кагуяма — в японской мифологии священная гора, якобы упавшая на землю с небес и отождествляемая с одной из трех гор вблизи города Сакураи.
Японцы считали ее обиталищем Ямато — бога- покровителя данной местности. На этой горе проводились различные религиозные церемонии и празднества, а землю с ее склонов использовали для гадания.
Гунунг Агунг («Великая Гора») в мифах жителей острова Бали — ось мироздания и центр земли, Мировая Гора, населенная великими богами. Ее идентифицируют с реальной горой, расположенной на востоке острова.
Куньлунь — в древнекитайской мифологии священная Мировая гора, находящаяся где-то у западных рубежей Китая. Китайцы верили, что с ее головокружительных вершин, возносящихся на 7 тысяч километров над землей, низвергается бурная Хуанхэ — «горе Китая», река, часто меняющая свое русло и затопляющая огромные пространства страны, что объяснялось, конечно же, гневом богов.
Тем не менее вершину Куньлуня люди представляли себе настоящим раем с висячими садами, прозрачным нефритовым источником и Древом Бессмертия, плодоносящим раз в тысячу лет чудесными персиками.
Лойсаомонг в представлении шанов, народа тайской языковой группы, населяющего Шаньское нагорье в северо-восточной части Бирмы, — Мировая гора и центральный столп мира, образовавшаяся из цветка лотоса, посланного когда-то на землю богами. Из листьев этого божественного лотоса в незапамятные времена возникли и земные материки.
Мандара — священная гора индусов, описанная в «Махабхарате». Ее вершина, населенная богами, возвышается над землей на 44 тысячи километров, и на столько же гора уходит в толщу земли. Скорее всего, прототипом Мандары послужил один из горных пиков в Гималаях.
Меру — Мировая гора в мифологии тех же индусов, предстающая не только центром земли, но и осью Вселенной, поскольку вокруг нее вращаются все звезды, Солнце, Луна и планеты.
Олимп, как известно каждому школьнику — лесистый заснеженный горный массив, основная резиденция греческих ботов-олимпийцев, возглавляемых великим Зевсом. В заоблачных золотых чертогах, возведенных богом — мастером Гефестом, небожители ведут праздную жизнь среди пиров и развлечений, а в перерывах между ними активно вмешиваются в земные дела смертных.
Парнас, гора в центральной Греции, посвященная музам, является символом поэтического искусства. С вершин Парнаса берет начало священный Кастальский источник, а на одном из его склонов расположился знаменитый Дельфийский оракул с храмом Аполлона.
Каф — священная изумрудная гора у мусульман, выражающая в аллегорической форме идею покорности, характерную для ислама. Мусульманская легенда повествует о том, как Мухаммед однажды приказал горе Каф прийти к нему, но гора конечно же осталась стоять на месте. Тогда великий пророк, смирившись, сам пошел к ней («Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе»).
Сумеру («Великолепная», «Величественная») — Мировая гора в монгольской мифологии, поднимающаяся из бездонных глубин океана и возносящая свой пик в космическое пространство. Северный склон этой чудесной горы сложен из золота, восточный — из серебра, западный — из яхонта, а южный — из лазурита. Сумеру окружают 12 континентов, и лишь один из них, Джамбудвипа, расположенный с южной стороны горы, населен людьми.
У Юэ — в китайской мифологии сразу пять священных гор: Бэйюэ, т.е. «Северный пик»; Сиюэ — «Западный пик»; Дунъюэ — «Восточный пик»; Наньюэ — «Южный пик» и Чжунъюэй — «Срединный пик». Этим священным горам соответствуют реальные Хэншань, Хуашань, Тайшань, Хуншань и Суншань.
Как нетрудно заключить из всех этих примеров, фантастические священные горы древних народов обычно имели свои земные прототипы. Объяснить такую ситуацию проще простого: с помощью метода гиперболизации, весьма характерного для древних, реальная, пусть и очень высокая гора раздувалась до исполинских размеров Мировой Горы и достигала неимоверной высоты.
Но вот одна интересная особенность: многие фантастические горы часто представляли ступенчатыми. В реальности люди стремились подражать этой особенности мифических гор, возводя подобные им архитектурные объекты.
Так возникли азиатские пагоды, вавилонские зиккураты, ступенчатые пирамиды Центральной Америки и Египта (например, пирамида Джосера, фараона III династии). Все это совсем не случайно: дело в том, что ступени гор, пирамид, зиккуратов и пагод символизировали духовный подъем, последовательные стадии духовного просветления.
В иудаизме и христианстве мы также встречаем священные горы. В одном месте в Библии упоминается божество Ваал- Пеор (дословно: «Господин горы Пеор»), обитающий на священной горе, находящейся где-то к северо-востоку от Мертвого моря.
Пророк Илия на горе Кармел торжествует над жрецами Ваала, а на горе Хорив слышит глас Божий. На горе Синай Бог является Моисею. Иисус Христос произносит там же Свою Нагорную проповедь, а с Масличной горы возносится в небо. Армагеддон, место последней битвы сил зла с воинством добра, знаменующей конец времен, — это тоже гора, находящаяся в окрестностях палестинского города Мегиддо.
Место это, разумеется, выбрано неслучайно: дело в том, что в древности именно там произошло несколько крупных сражений. В частности, в XV веке до н.э. египетский фараон Тутмос III разгромил под Мегиддо коалицию царьков городов-государств Сирии, Финикии и Палестины, возглавляемую царем Кадеша, и после семимесячной осады взял город.
Священный статус горам придают не только вымышленные боги и духи, якобы обитающие на них, но и вполне реальные могилы святых, устроенные на вершинах и склонах гор. Так, в горах близ озера Фиала, что в Северной Палестине, среди дубовой рощи расположено святилище знаменитого мусульманского шейха Османа Газури.
На вершине самой высокой из гор Галаада, Джебель-Оша, можно видеть предполагаемую могилу пророка Осии — святого, равно почитаемого и мусульманами, и иудеями, и христианами. В горах Ливана на высоком утесе у реки Авали стоит куполообразное сооружение — так называемая могила Авеля, место паломничества и поклонения для мусульман.
Подобные нагорные святилища есть и в горах Афганистана. В средневековых легендах о Граале, священной чаше с Тайной Вечери, содержащей то ли кровь Христову, то ли чудодейственный жизненный эликсир, иногда указывается место хранения реликвии — замок на горе Салват (Монсальват).
В горных пещерах волшебным сном спят бессмертные герои, чье ожидаемое пробуждение возвестит о наступлении на земле «золотого века». Это относится и к легендарному британскому королю Артуру, почившему в одной из пещер волшебного острова Аваллон, и к вполне историческому германскому императору Фридриху II, заслужившему у современников необычное прозвище — «Удивление мира».
Согласно немецкой легенде, «удивительный» император сокрыт в толще горы Кюфхойзер. Там, в пещере, охраняемой троллями, он спит за каменным столом, подперев рукой голову. Чем дольше он спит, тем длиннее отрастает его борода, успевшая уже дважды обвиться вокруг ножек стола. Когда же она обовьется и в третий раз, Фридрих проснется и выйдет из пещеры. Тогда-то и наступят на земле счастливые времена.
Итак, мифы и легенды окружили горы благолепным ореолом святости. Горам поклонялись, их обожествляли и почитали. Но нет правил без исключений. Германская гора Броккен, шведская Блокула и Лысая гора на Украине приобрели у суеверных жителей Европы совсем иную славу. Эти горы, куда в Вальпургиеву ночь слетались на шабаш ведьмы, где происходили омерзительные богохульные оргии с участием самого Сатаны, вызывали не благоговение, а леденящий ужас.
Немало испортили репутацию гор и разбойники, скрывавшиеся на их лесистых склонах. О горах Трансильвании, кишмя кишевших вампирами и оборотнями, нечего и говорить. Однако эти примеры — лишь исключение из общего правила; горы, если можно так выразиться, оказались выше всех этих инсинуаций, и их величавую незыблемость ничто не смогло поколебать.
В изобразительном искусстве горы представлены как в непосредственном, так и в опосредованном виде. В первом случае гора олицетворяла мужское начало, а во втором ее символом выступали треугольник, ступени, корона, крест или звезда.
В геральдике гора — очень распространенная эмблема, имеющая множество различных вариаций. Гора изображалась и в виде отдельной скалы, и с двумя вершинами, и как троехолмие. Гора с пламенем, вырывающимся из ее жерла, символизировала маяк или сторожевой пост.
Нередко гора использовалась и как «подставка» для других геральдических фигур — башен, деревьев, зверей или птиц. До наших дней эмблема горы сохранилась в гербах европейских государств, являвшихся в Средние века провинциями империи Габсбургов — Венгрии, Чехии и Трансильвании: эта гордая эмблема была призвана подчеркнуть их автономию.
В русской геральдике горы изображались произвольно, в натуральном виде скал или холмов, и окрашивались в различные цвета. Так, в «говорящем» гербе Красноярска гора окрашена в красный цвет, а в гербе Хабаровска запечатлены две отдельно стоящие серые скалы с пламенем, вырывающимся из их вершин.
В советской геральдике в гербах некоторых союзных республик были изображены конкретные, а не стилизованные горы: в гербе Армении — легендарный Арарат, в гербе Грузии — Казбек, в гербе Киргизии — Западный Аламедин.
В эмблематике образ горы также оказался востребован. В 1073 году французский отшельник Этьен де Мюре основал монашеский орден Великой Горы (Гран- мона), отличавшийся исключительно строгим уставом. Братья ордена, доходившие до крайней степени аскетизма, стремясь избежать любых контактов с внешним миром, возлагали все заботы о материальном обеспечении общины на послушников из числа мирян.
Титул «Старца Горы» носил основатель могущественной исламской секты ассасинов-гашишитов Хасан ибн Шаббат (1033—1124). Фанатики-ассасины, беззаветно преданные своему повелителю, имевшему главную резиденцию в труднодоступных горах Сеистана, наводили ужас даже на монархов Европы.
Жертвой ассасинов пали многие высокопоставленные особы, имевшие несчастье чем-то не угодить Старцу Горы, и в их числе — король Иерусалима Конрад Монферратский. Двое убийц набросились на него с кинжалами среди бела дня, на одной из самых оживленных улиц Тира. Охрана заколола одного из ассасинов, но второй успел добежать до церкви и попросить там убежища.
Однако, когда по городу прошел слух, что Конрада Монферратского принесли во дворец еще живого, этот ассасин сумел-таки добраться до него и добить. После чего умер под пытками, не сказав ни слова.
Окруженный такими преданными слугами, готовыми в любой момент отдать за него жизнь, Старец Горы приобрел невиданное могущество и власть. Такой же властью располагали и его преемники, носившие тот же титул.
При одном упоминании Старца Горы бледнели короли и императоры, охраняемые целыми отрядами телохранителей. Они хорошо знали, что от ассасинов и их страшного повелителя нет спасения. Поэтому многие венценосцы, по-видимому, вздохнули с облегчением, когда монголы в 1256 году уничтожили ужасную секту и разрушили резиденцию Старца Горы.
В годы Великой французской буржуазной революции (1789—1794) Горой именовали представителей политической группировки радикально настроенной буржуазии. Название это возникло вследствие того, что депутаты-монтаньяры занимали на заседаниях революционного Конвента ряды верхнего яруса.
В наше время горы выступают в качестве неофициальных эмблем некоторых государств или областей. Так, неофициальным символом Италии считается Везувий, Сицилии — Этна, Швейцарии — Монблан, Греции — Олимп, Японии — Фудзияма, Непала — Гималаи.
В военном деле горы нередко становились свидетелями мужества, доблести и славных подвигов человека. Особенно повезло в этом отношении Альпам. Дважды через их заснеженные хребты совершили героический переход непобедимые армии выдающихся полководцев.
Первой из них командовал Ганнибал, герой 2-й Пунической войны. Горы взяли с его войска, преодолевавшего Альпы в течение 33 дней, чудовищную жертву: Ганнибал потерял здесь более половины своей армии и почти всех боевых слонов. Зато римляне, застигнутые в результате беспримерного маневра врасплох, потерпели от карфагенян ряд сокрушительных поражений, последнее из которых, при Каннах (216 г. до н.э.), едва не закончилось для гордого Рима настоящей катастрофой.
Спустя две тысячи лет, в 1799 году, подвиг Ганнибала повторил величайший русский полководец А. В. Суворов, но уже в более тяжелых условиях. Ганнибалу никто, кроме суровой природы, не мешал вести войска через горы, а русские солдаты переправлялись по обледеневшим горным тропам под огнем неприятеля.
Преодолев под градом пуль зияющую бездонную пропасть у Чертова моста, а затем вскарабкавшись по отвесным кручам на хребет Панике, 70-летний фельдмаршал с гордостью воскликнул: «Русский штык прорвался сквозь Альпы!»
В тяжелейших горных условиях русская армия вела успешные боевые действия и в период Русско-турецкой кампании 1877—1878 годов. Отстояв в жарких летних боях важный в стратегическом отношении перевал Шипку, русские солдаты вместе с болгарскими ополченцами провели беспримерную и трагическую зимовку в горах, потеряв при этом замерзшими и обмороженными почти 10 тысяч человек.
Впоследствии на Шипке был установлен монумент, как символ нерушимой жертвенной дружбы двух славянских народов.
Многочисленные примеры из мировой истории ясно показывают, какой неизгладимый величественный отпечаток накладывают горы на характер народов, обитающих среди них.
Пиренейских басков, афганских талибов, шотландцев, кавказцев и других жителей гор отличают такие качества, как свободолюбие, исключительное мужество и стойкость в борьбе с врагами. Горцы всегда простодушны, горды, независимы и фанатичны — в этом и проявляется могущественное духовное влияние гор.
Источник: Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов» // М.: Вече, 2006.