Считается, что два разных тела не могут находиться в одной точке
пространства. Но есть вопрос, занимавший умы учёных и филосовов на
протяжении не одного столетия - может ли человек находиться в разных
точках пространства. Прежде всего речь идет о так называемых астральных перемещениях, когда духовная субстанция человека, в обиходе просто душа, покидает его физическое тело и перемещается в пространстве, тогда как тело недвижно пребывает на месте.
Великие поэты утверждают, что это возможно. Вспомним гениальное
сравнение Федора Тютчева: "Как души смотрят с высоты на ими брошенное
тело". И у Владислава Ходасевича есть длинное стихотворение, с едва ли
не протокольной точностью рисующее странное раздвоение души и телесной
оболочки. Но то - поэты, люди с ярким воображением.
Неудивительно поэтому, что многие подобные повествования - плод фантазии
или порождение неустойчивой психики. Более того, большая их часть
получена от людей, перенесшихоперации под наркозом. А эффект
анестезирующих средств на деятельность мозга известен. Несколько больше
доверия к рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Вернувшись в сознание, они не раз сообщали о том, что их души оказывались в некоем ином измерении.
Вера в принципиальную возможность подобного имеет очень глубокие корни,
достаточно вспомнить древнюю индийскую культуру. Но одно дело вера, а
другое - факты. В западноевропейской истории практически нет независимых
свидетельств того, что некто находился одновременно в двух разных
местах - физически или духовно.
С небольшими оговорками можно привести лишь один факт - случай с католическим монахом Антонием Падуанским.
Он жил между 1195 и 1231 годами, имел репутацию святого человека и
проповедовал в Северной Италии и Южной Франции. С великим почтением
принимали его в монастырях. В средневековых летописях сохранилось
прелюбопытное свидетельство того, как Антоний оказался в двух разных
церквах в одно и то же время. Было это в 1226 году. Антоний при большом
стечении народа читал проповедь в одной из церквей Лиможа и вдруг
остановился на полуслове, надвинул на голову капюшон и, упав на колени,
простоял в молчании несколько минут. Прихожане почтительно ожидали, пока
монах поднимется и продолжит проповедь. И лишь некоторое время спустя
лиможцы узнали, что странный перерыв в проповеди вызван вовсе не
желанием помедитировать в молчании. В то самое время, когда в Лиможе
прихожане глядели на коленопреклоненную фигуру Антония, тот вдруг явился
перед паствой в церкви, находившейся на расстоянии многих километров от
Лиможа. И в течение нескольких минут обращал к тамошним верующим слова
проповеди. После чего исчез столь же внезапно, как и появился. Случай с
Антонием сильно смахивает на средневековую легенду. Но сходные события
описаны и в новейшее время.
Семь десятилетий назад, в 1937 году, доктор Окленд Геддс (позже
ему был пожалован титул пэра) с медицинской точностью изложил в обширном
докладе все происшедшее с ним и представил доклад на рассмотрение
Королевского медицинского общества в Эдинбурге. Дело в том, что однажды с
ним случилось сильное пищевое отравле-_ ние и он лежал дома в постели. В
какой-то момент боль стала такой невыносимой, что у него даже не
хватило сил, чтобы позвонить и позвать на помощь. Далее Гедд пишет
следующее: "Я понимал, что мое состояние критическое, но сознание все же
оставалось ясным. И тут я внезапно почувствовал, что оно словно
отделяется от того, что также является "мною". Я понял, что вижу
собственное тело и кровать, на которой лежу, и весь дом, и окружающий
его сад. Я мог увидеть любое место в городе, стоило мне подумать о нем. Я
испытал поразительную пространственно-временную 2 свободу".
Геддс описал и возвращение души в тело - это описание удивительным
образом похоже на рассказанное людьми, перенесшими клиническую смерть. В
комнату Геддса вошла сиделка и, увидев больного в критическом
состоянии, бросилась к телефону. Доктор наблюдал, как его собственный
лечащий врач оставил прием и поспешил к нему. Геддс даже слышал его
слова: "Он на волосок от смерти!" После инъекции нормализовалась работа
сердца и... вернулось сознание, вернее полубессознательное состояние,
ибо потрясающая ясность исчезла, сменившись болью.
Из доклада Геддса действительно можно сделать ясный вывод: в течение
вполне определенного промежутка времени он находился вне мира трех
измерений.
Подобное повествование очень заинтересовало одного американского
писателя, в произведениях которого хватает романтики и приключений, но
отнюдь не мистики.
В 1910 году в тюрьме штата Аризона сидел буйного нрава заключенный по имени Эд Морелл.
На него не раз приходилось надевать смирительную рубашку. Морелл позже
утверждал, что охранрочно добавляли ему мучений, запихивая его в сырую
рубашку. Высыхая на теле, ремни впивались в тело, да так, что от боли
узник терял сознание. В такие мгновения, по словам Морелла, душа его
оставляла тело. Морелл с точностью рассказывал о том, что он или его дух
видел за стенами тюрьмы. Более того, он расказывал о своих путешествиях
чуть ли не по всей Америке. А орднажды он увидел женщину, которую по
выходе из тюрьмы сумел разыскать и жениться на ней.
Свою историю Морелл рассказал писателю Джеку Лондону. И в 1915 году
появилась рнига "Звездный скиталец". Американский психиатр Элизабет
Кюблер-Росс в течение 20 лет работала со смертельно больными пациентами
разного возраста. В результате она накопила обширный материал, который в
общих чертах совпадает с тем, что рассказывал доктор Геддс. В 1970 году
Кюблер-Pocc опубликовала книгу под названием "Умирание и смерть". В ней
есть важное авторское замечание: "До того как началась моя работа с
безнадежными больными, я не верила в жизнь после смерти. Теперь я
нисколько не сомневаюсь в том, что она есть". Думал ли о жизни после
смерти престарелый американский классик, лауреат Нобелевской премии по
литературе Эрнест Хемингуэй, когда собирался свести счеты с жизнью
застрелиться из любимого охотничьего ружья?
Вряд ли мы когда-либо узнаем это. Но в молодости и ему довелось пережить
особое состояние - в тот миг, когда рядом с ним разорвался снаряд,
начиненный шрапнелью. Устами своего героя, лаконично и без прикрас,
Хемингуэй в романе "Прощай, оружие!" описал это так: "Я попытался
вздохнуть, но дыхания не было и я почувствовал, что весь вырвался из
самого себя и лечу, и лечу, и лечу, подхваченный вихрем. Я вылетел
быстро, весь, как есть, и я знал, что я мертв и что напрасно думают,
будто умираешь и все. Потом я поплыл по воздуху, но вместо того, чтобы
продвигаться вперед, скользил назад. Я вздохнул и понял, что вернулся в
себя".
Изучение подобных явлений не ограничивалось экспериментами с пациентами
клиник. Так, американский исследователь доктор Чарльз Тарт из
Калифорнийского университета решил лабораторным путем проверить
достоверность рассказов совершенно здоровых людей, утверждавших, что они
испытывали раздвоение души и телесной оболочки. Добровольцев приглашали
провести ночь в специально затемненном боксе, и так, чтобы в течение
всего периода сна к голове были подключены датчики для записи уровня
биоэлектрической мозговой активности. Доктор Тарт прятал в боксе лист
бумаги с написанными на нем цифрами, которые писал собственноручно, на
всякий случай. Задача испытуемых, утверждавших, что их души могут
отделяться от тела, состояла в том,чтобы правильно прочитать в ходе
своих ночных странствий, написанные на листе цифры.
Среди добровольцев находилась одна молодая женщина, рассказы которой
производили, пожалуй, самое убедительное впечатление. Она говорила о
том, что ее душа свободно покидает тело, причем все это случается у нее с
самого детства и практически произвольно. Во время ее первого
пребывания в экспериментальной спальне не произошло ничего особенного.
Приборы показали обычную картину деятельности мозга. На вторую ночь, по
словам женщины, ее душа отделилась от тела и свободно перемещалась по
всему боксу. При этом она видела на стене часы (никто из испытуемых этих
часов не мог заметить заранее). Между тем женщина утверждала, что
видела не только часы, но и время на циферблате - 3 часа 15 минут ночи.
Любопытно, что именно в три пятнадцать датчики зафиксировали крайне
сбивчивый характер биоэлектрических излучений мозга молодой женщины.
На третью ночь она вновь видела часы на стене, и снова датчики показали
аналогичные нарушения. Перед последним, четвертым экспериментальным
сеансом молодая женщина уже специально и сосредоточенно настроила себя
на то, что душа должна покинуть тело. Проснувшись, она точно
воспроизвела все пять цифр, записанных на спрятанном листе. Она сообщила
также, что в момент считывания цифр наблюдала и циферблат часов, те
показывали около шести часов утра. Согласно записи датчиков ровно в 5
часов 57 минут в мозге женщины произошел резкий всплеск биоэлектрической
активности.
Могут ли результаты подобных немудрящих экспериментов, даже вкупе с
рассказами самых выдающихся ученых или писателей, служить достаточным
основанием для того, чтобы сказать: да, дух наш вполне способен покидать
тело, достигать любого уголка планеты и даже проникать в иные
измерения? Окончательного ответа пока нет.
Своя теория была и у именитого американского астронома Карла Сагана
(1934-1996 гг.), преданного более всех иных собратьев-ученых идеям
поиска внеземных цивилизаций. В свое время Саган написал предельно ясно:
"Каждый из нас, по крайней мере, однажды в жизни испытал ощущение,
подобное тому, что испытывает душа, возвращаясь из путешествия в царство
теней в свою телесную оболочку. Это действительно похоже на ощущение
полета из тьмы в свет, это словно встреча с некоей высшей силой, неясно
различимой в пронзительно ярком, ослепительном сиянии. В жизни всякого
человека есть такой миг. Он зовется - рождением".