ХАГАЛАЗ[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Толкования Эдреда Торссона1. Из книги "Футарк: учебник рунической магии"
Названия:Протогерм.: hagalaz (Хагалаз: град, яйцо [?])
Готск.: hagl (Хагль: град)
Др.-англ.: haegl (Хэйл: град)
Др.-сканд.: hagall(Хагаль: град)
Варианты начертания:[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Фонетическое соответствие: h.
Эзотерическое толкование названия: ледяное яйцо или семя и прообраз первозданной космической жизни.
Идеографические толкования: две вертикальные опоры (области бытия), соединенные раскосом, в фахверковой постройке (
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]) или модель снежинки (
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]).
КомментарийHagalaz — это космическое ледяное яйцо, заполненное кристаллизованное магической силой, и прообраз всего мироздания. Градина — символ того оплодотворенного «яйца», в котором пребывал зародыш Имира, первозданного инеистого великана. Имир возник из слияния мирового огня Муспелльхейма с мировым льдом Нифльхейма. Это полная парадигма потенциального мультиверсума — семя проявления. «Семенной» характер этой руны раскрывается в древнеисландской рунической поэме:
Хагалль — холодные зерна,
и ливень со снегом,
и пагуба змей.
H-руна — это таинство мирового каркаса; она определяет изначальную форму мультиверсума. Древний священный знак
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение], заменивший
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]в Младшем футарке, — это структура, по которой формируются снежинки.
Hagalaz — законченная модель, содержащая в себе потенциал той нейтральной силы мультиверсума, которая рождается из динамического, плодородного, развивающегося союза огня (энергии) и льда (антиматерии).
H-руна — символ вечной космической гармонии.
В германской религии и мифологии число девять — самое священное и таинственное из чисел: Иггдрасиль объемлет девять миров; Один провисел на Мировом древе девять ночей, чтобы добыть руны; бог Хеймдалль родился от девяти матерей, и так далее. Девять — число полноты, из которой рождается еще более могучая и плодотворная сила.
По причине своего числового соответствия и формы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](которая на самом деле может быть более древней, чем
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]) hagalaz — мать всех рун. Из шестиконечной снежинки, вписанной в объемное тело, можно вывести все рунические формы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]H-руна символизирует непрерывную эволюцию в рамках фиксированной модели.
Hagalaz— это став защиты и изгнания негативных сил: благодаря своему гармоничному совершенству эта руна обеспечивает безопасность и препятствует вторжению дисгармоничных элементов.
Ключевые слова:Космическая модель, каркас
Завершение, достижение совершенства
Единство (космическое яйцо)
Эволюция (в рамках заданной модели)
Защита
Гальдр:hagalaz hagalaz hagalaz
h h h h h h h h h h
hu ha hi he ho
hug hag hig heg hog
(hul hal hil hel hol)
oh eh ih ah uh
h h h h h h h h h h
Стадхи[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]I. Стоя прямо, раскинуть руки крестом, ладонями вперед.
II. Полный рунический ритуал, очень эффективный при правильном исполнении.
1. Встаньте в позу креста, обратившись лицом на север. Сделайте девять глубоких вдохов, затем повернитесь посолонь (с севера на восток) и пропойте: «hu ha hi he ho». Повторите то же самое, повернувшись на юг, на запад и снова на север. В дневные часы или на восходе солнца это упражнение можно начинать с востока.
2. Примите стадху N-руны и пропойте на четыре стороны света: «nu na ni ne no». Затем повторите п. 1.
3. Примите стадху E-руны и пропойте на четыре стороны света: «e e e e e e e e e e». Затем повторите п. 1.
4. Примите стадху I-руны и пропойте на четыре стороны света: «i i i i i i i i i i i». Затем повторите п. 1.
5. Примите стадху M-руны и пропойте на четыре стороны света: «m m m m m m m m m m». Затем повторите п. 1.
6. Примите стадху T-руны и пропойте на четыре стороны света: «Tiwaz Tiwaz Tiwaz». Затем повторите п. 1.
7. Примите стадху G-руны и пропойте на четыре стороны света: «gu ga gi ge go». Затем повторите п. 1.
В ходе этого упражнения в общей сложности совершается 13 полных оборотов. Выполняя его, не сосредоточивайтесь на мысленных впечатлениях, — наоборот, старайтесь поддерживать пустоту в сознании. Это упражнение способствует любой работе с хвель [Хвель (др.-англ. букв. «колесо») — здесь: система энергетических центров человека, подобных чакрам в индийской традиции. — Пер.]
Магическое применение:1. Уравновешивание и совершенствование силы.
2. Мистический и нуминозный опыт и знания.
3. Операции, направленные на развитие, становление.
4. Защита.
2. Из книги "Руническая традиция: учебник эзотерической рунологии".
Это символ первозданного воссоединения космического огня и льда (двух полюсов мультиверсума) в пробужденном, оплодотворенном семени — космической градине, или «ледяном яйце», из которого рождается Имир.
Хагалаз — это матрица мироздания, схема, по которой триадический корень сознания — Один-Вили-Ве — выстраивает весь мультиверсум. H-руна — полная модель потенциальной энергии всего сущего, поскольку в ее форме представлена вся динамика огня и льда. И это гармоничное равновесие всех бесчисленных возможностей способно эволюционировать в собственных пределах.
В связи с Хагалаз очень важную роль играет числовая символика. В германской системе девять — это число совершенства, созревания плодов и динамической целостности. Все эти смыслы представлены в руне H — девятой руне. Девять — число миров, в которые простираются корни и ветви Мирового древа, Иггдрасиля; а Мировое древо — это модель, от природы заложенная и в семени, и в полностью развившемся дереве.
Итак, H-руна — это модель совершенства, скрытая в семени каждого объекта, который может развиваться и расти. Как в тисовой ягоде потенциально заключено все тисовое дерево, так и в мировом семени сокрыт космос, развернувшийся во всей своей полноте. Хагалаз — это код становления и завершения. Это сокровенный прообраз совершенства, к которому устремлено все сознательное формотворчество (творение).
«Градина» — мать рун; в ее объемной модели заключены и могут быть прочитаны все остальные руны. Эта, в конечном счете, многомерная модель заключена также в схеме Иггдрасиля, о которой речь пойдет в главе 10.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Хагалаз — это объединение всех противоположностей в неисчерпаемую потенциальность. В этом таинстве сокрыта сила преображения, эволюции от формы к форме в соответствии с моделью, предопределенной сознательно или на уровне мифа.
Град может проявляться и как разрушительная сила, но рунестер может поставить эту силу себе на службу, направляя ее вовне в защитных целях.
Толкование Фрейи АсвиннИз книги "Руны и мистерии северных народов"
Традиционное значение: град.
Перед нами первая руна второго атта — атта Хагалаз, получившего своё имя по названию стихии, в отличие от остальных двух, которые названы в честь богов (первый — в честь Фрейи и Фрейра, а третий — по имени Тюра). Некоторые мастера рун пытались распространить этот принцип и на второй атт, соотнося его либо с Одином, либо с Тором. Я же попытаюсь доказать, что большая часть рун этого атта связана с богинями — прежде всего, с норнами.
Как уже говорилось, первый атт посвящён упорядочению хаоса и утверждению космического миропорядка. А теперь, рассматривая руны второго атта, мы познакомимся с враждебными силами, которые стремятся разрушить этот порядок и тем самым порождают перемены, необходимые для жизни и развития. Даже на самом поверхностном уровне очевидно, что Хагалаз — опасная руна. Её значение — «град» (англ. hail), а град состоит из замёрзшей воды и воздуха, и хотя он не так твёрд и плотен, как лёд, всем известно, какой вред он может нанести урожаю. Это — разрушительная сила природы.
Чтобы проникнуть в значение Хагалаз глубже, необходимо рассматривать её в сочетании с двумя другими рунами — Исой и Наутиз. Три эти руны — первые три руны второго атта — связаны друг с другом как магически, так по смыслу.
Из девяти миров, соединённых осью ясеня Иггдрасиль, три эти руны соответствуют трём нижним мирам, образующим, в традиционных шаманских представлениях, «подземный мир». Хагалаз соответствует царству Хель. Нифльхейм, название которого буквально означает «туманный мир» и который, следовательно, связан со стихиями воды и воздуха, образующими и туман, и град, соотносится с руной Наутиз. Нифльхейм — это продолжение царства Хель, расположенное с ним по соседству. И, наконец, мир великанов — точнее, инеистых великанов, — именуется Йотунхейм и связан с руной Иса.
Имя «Хель» (Hel) происходит от древнегерманского слова halja, которое означает просто «покров» и не имеет ничего общего с теми ассоциациями, что вызывает у нас христианский образ ада (англ. hell), восходящий к древнееврейскому понятию «геенна». (Из-за этого Хель иногда ошибочно представляют как «пекло», то есть огненный ад. Ошибку эту нетрудно объяснить, приняв во внимание, что на Ближнем Востоке жара воспринимается как нечто угрожающее, потенциально опасное для жизни, тогда как на Севере главной угрозой жизни, естественно, представляется холод.) Царством Хель правит богиня Хель (Хелла). В эддах оно описывается как мрачное, угрюмое место, но никаким мучениям его обитатели не подвергаются. Туда попадают все, кого смерть настигла не в сражении и не на море. Даже Бальдр, погибший по случайности от руки Хёда, отправился именно в Хель, куда за ним последовала и его жена Нанна.
Богиня Хель — это поздний скандинавский вариант благосклонной к людям германской богини Хольды, в фольклоре известной также под именем Госпожи Метелицы (Dame Holle). Между прочим, в её честь получила своё название Голландия. Значительная часть территории этой страны находится ниже уровня моря, и в наши дни Голландию называют Нидерландами, то есть «нижними землями», — что опять-таки возвращает нас к образу «подземного мира». Кроме того, Голландия — страна туманов, так что образы Хель и Нифльхель связаны с ней очень тесно. Имя «Холле» лингвистически связано с древнейшим из известных нам названий царства Хель — «Халья» (Halja). Эта богиня укрывает землю снежным покровом. В Голландии, когда идёт снег, говорят: «Госпожа Метелица перины выбивает».
Оккультное и глубинное психологическое значение руны Хагалаз заслуживают особого внимания. Хель — это царство мёртвых, а для нас, живых, мёртвые — это часть нашего прошлого. Рассмотрев предшествующие руны в порядке футарка, мы соотнесли их с мифом творения, как он изложен в «Прорицании вёльвы», и остановились на руне Вуньо — символе золотого века. Вслед за этим, согласно мифу, из Йотунхейма явились три великанши. Это не кто иные, как три норны — богини судьбы, сообща олицетворяющие время: Урд символизирует прошлое, Верданди — настоящее, а Скульд — будущее. Богиня Урд — эзотерическая управительница руны Хагалаз.
Психологическое значение руны Хагалаз в раскладе, как правило, связано с разрушительными силами, действующими на подсознательном уровне и подготавливающими необходимые перемены. Соотнеся силу этой руны с норной Урд, мы можем сделать вывод, что эти разрушительные силы берут начало в нашем личном прошлом. В большинстве случаев они порождены не усвоенными в прошлом уроками и нерешёнными проблемами, а также подавленными неприятными воспоминаниями, чересчур болезненными, чтобы мы решились разобраться с ними, но продолжающими влиять на наши нынешние схемы поведения. В особо сложных случаях эти разрушительные силы могут корениться в более отдалённом прошлом — иными словами, в наших предыдущих воплощениях.
Царство Хель можно отождествить с личным бессознательным, самые глубинный слой которого связан с коллективным бессознательным. В этой области заключен потенциал высшего блага — и, в то же время, полного уничтожения. Хагалаз насыщена тёмной женской энергией и тесно связана со злым колдовством — в частности, с вредоносной женской магией. Первая злая колдунья, появляющаяся в скандинавских мифах, — Гулльвейг — олицетворяет, подобно Хель, тёмную ипостась Богини. Из-за Гулльвейг в Вальхаллу проникла жажда золота. До того золото было для асов игрушкой, а Гулльвейг принесла с собою алчность и злые чары, за что её трижды покарали сожжением: «Трижды сожгли её, // трижды рождённую, // и всё же она // доселе живёт».
Впрочем, осталась жить она не в обычном смысле этого слова. Когда Гулльвейг возродилась вновь после третьего сожжения, Локи съел её сердце, тем самым вобрав в себя и заключавшееся в ней зло. (Возможно и другое толкование: три смерти Гулльвейг вызвали к жизни трёх норн, вышедших на сцену вскоре после этого эпизода.) Бог-мужчина не может убить Богиню — даже злую. В этом и была ошибка Одина. Дело усугубилось тем, что он отказался заплатить виру ванам — родичам Гулльвейг, и между асами и ванами началась война. Вира — это обязательная денежная пеня за убийство, под которым у древних скандинавов понималось прилюдное умерщвление человека. Следует заметить, что «лицензии на убийство» обычай виры не давал, так как предумышленное, втайне подготовленное убийство было делом неслыханным.
С Хагалаз связано верхненемецкое слово Hachel — «колдунья». Оно соответствует англосаксонскому haegtessa, от которого произошло современное английское hag — «ведьма, колдунья». Староголландский эквивалент haegtessa — слово hagedisse, имевшее два значения: «колдунья» и «ящерица». Ящерица — животное, тесно связанное с шаманскими практиками; в этом своём значении слово hagedisse сохранилось в голландском языке до сих пор.
Град — это соединение двух стихий: воздуха и воды. В Голландии было широко распространено представление, что ведьмы умеют управлять погодой и могут насылать град на поля своих врагов. Народное поверье гласило, что ведьма носит град в мешке и выпускает, когда надо. Способность насылать град приписывалась двум скандинавским полубогиням — Торгерд и Ирпе. Таким образом, руна Хагалаз может применяться в операциях вредоносной магии. Однажды я использовала её в сочетании с Турисаз, и для человека, на которого были направлены эти чары, результат оказался катастрофическим. Задействованные руны вывели его сознание все отбросы, накопившиеся в области бессознательного. Симптомы, в которых это проявилось, несведущий наблюдатель мог бы истолковать как одержимость дьяволом. Сама по себе руна Хагалаз, без сознательного обращения к её силе, порождает общий дискомфорт как предчувствие перемены. Под её влиянием неосознанные разрушительные силы доходят до сознания постепенно, благодаря чему им можно найти конструктивное применение.
Царство Хель — эквивалент шаманского подземного мира, и попасть в него можно посредством шаманского путешествия в изменённом состоянии сознания. Путешествовать в Хель довелось Одину и Хермоду, но одолеть этот путь было под силу только коню Одина — Слейпниру. Никакой другой конь с этим не справится.
Но довольно о связанных с Хагалаз опасностях! Ведь существует и другой вариант этой руны, дарующий надёжную защиту — прежде всего от непогоды. С этой целью крестьяне помещали её изображение на видном месте — над дверью или на крыше дома. В своей защитной ипостаси Хагалаз обычно именуется Heil, а это слово означает благословение и приветствие. В такой форме эта руна служила для благословения новобрачных и, как нетрудно видеть, она образована двумя сплетёнными рунами Альгиз (символизирующими союз мужской и женской форм Альгиз).
Толкования Галины Крассковой1. Из книги: "Руны: теория и практика"
Традиционное значение: град.
Древнеанглийская руническая поэма:
Hægl byþ hwitust corna;
hwyrft hit of heofones lyfte,
wealcaþ hit windes scura;
weorþeþ hit to wætere syððan
[Град] — белейшие зерна,
вихрем сходит он с небосвода,
ветер носит его повсюду,
а затем он тает водой.
Старонорвежская руническая поэма:
Hagall er kaldastr korna;
Kristr skóp hæimenn forna
Град — холодные зерна.
Христос сотворил этот мир в древние времена.
[Некоторые ученые полагают, что именем «Христос» здесь было заменено в период христианизации одно из прозваний Одина. — Авт.]
Исландская руническая поэма:
Hagall er kaldakorn
ok krapadrífa
ok snáka sótt.
grando hildingr.
Град — холодные зерна,
и ливень со снегом,
и пагуба змей.
Современная руническая поэма Э. Вонгвизит:
Ты молотом бьешь сквозь крышу,
Ты сносишь крепкие стены,
Рушится чей-то дом,
Но соседний останется цел.
Ты падаешь огненным ливнем,
Дождем раскаленных осколков,
Водопадом дымящимся тел:
Кто-то останется жить, кто-то погибнет.
Ты мчишься под вой сирены,
Мигая синим и красным —
Сегодня за кем-то другим,
А завтра, быть может, за мною.
Я смотрю: надвигается буря,
Тучи, тяжкие градом.
Выживут или нет
Нежные всходы — как знать?.
Впечатления от руны
Эта руна всегда ассоциируется у меня с Хелой и с путешествием в Ее мир. Это руна духовного нисхождения. Она будоражит подсознание и выводит на свет вытесненные и подавленные проблемы. Она заставляет нас погрузиться в самые темные области нашей души и духа и взглянуть в лицо всем нашим затаенным чувствам, обидам и слабостям — всему, что мы считаем своими недостатками. Хагалаз выявляет и доводит до сознания все то, что мы пытаемся спрятать и «замести под ковер»: боль утрат, горе и гнев. Для того чтобы разобраться со всеми этими чувствами, прежде всего их их надо осознать.
Итак, Хагалаз — руна работы с тенью. Среди прочего, она может акцентировать проблемы, связанные с матерью. Кроме того, это руна шаманского путешествия в нижний мир и руна сейда, особой разновидности колдовства. Ее можно использовать как средство для поглощения негативной и/или вредоносной энергии. В гадании она нередко указывает на то, что скоро вскроется какая-то очень нелегкая или шокирующая правда.
Хагалаз — руна переходов и, в том числе, перехода души умершего из нашего мира в Хельхейм. С ее помощью можно легко войти в контакт с предками и, в том числе, со своими дисами — предками по женской линии.
Я ассоциирую эту руну с «темной ночью души», о которой говорили христианские мистики и с которой рано или поздно сталкиваются все, кто всерьез следует духовным путем. Хагалаз — это путешествие шамана в темную неизвестность (и, в первую очередь, в неизвестность внутреннюю). Это руна уединения и одиноких духовных поисков.
Хагалаз дает очень много материала для проработки. Но для человека, который относится к самому себе хорошо и не считает себя скопищем несовершенств, это очень утешительная руна. Это руна сосредоточенного созерцания и глубокой медитации. Она полезна в ситуациях, когда необходимо рассортировать прошлое, чтобы укрепиться в настоящем и заложить прочную основу для будущего. С этой целью я обычно медитирую на Хагалаз в сочетании с Берканой. Такая комбинация рун — словно теплый и мягкий плащ под ледяным зимним дождем. А сама по себе Хагалаз напоминает тихий морской прилив при лунном свете: спокойная и умиротворяющая, она, тем не менее, исполнена необыкновенной ясности и тончайшей проницательности. Она помогает привести в порядок растрепанные чувства, проследив их вплоть до источника, их породившего. Это руна зимы, темноты, безмолвия и исцеления. В ней скрыты великие обещания, но не следует забывать, что Хагалаз бывает темной и коварной.
Левая вертикаль этой руны означает то, с чего вы начинаете, правая — то, к чему вам нужно прийти, а перекладина — путь от первого ко второму. Но имейте в виду, что эта перекладина — не прямая, а косая, и в этом заключен один из уроков Хагалаз: не к каждой цели можно прийти прямой дорогой, а очертания нашего жизненного пути нередко проясняются лишь после того, как мы его пройдем. В этом — еще одна причина, по которой Хагалаз связана с шаманизмом: эта руна учит нас находить смысл не в цели, а в самом пути.
В оккультизме стихия Воды ассоциируется с подсознанием, глубокими чувствами и сверхчувственными явлениями. Всё это имеет непосредственное отношение и к руне Хагалаз. Замерзая и превращаясь в град, вода может причинять грандиозные разрушения, — и точно так же руна Хагалаз может наделить разрушительной мощью те предметы, которые сами по себе не особенно сильны. В своей деструктивной ипостаси она действует изнутри, исподволь и тонко, проявляя удивительную изобретательность.
Боги и богини, связанные с руной Хагалаз:
Хела, предки (в особенности дисы). Другие авторы соотносят эту руну с Фригг.
Прочие ассоциации:
мандрагора, белена, белладонна; Хельхейм; горный хрусталь, черный авантюрин; лед, град; духовное путешествие в нижний мир, подсознание; туман; темные места.
2. Из заметок в блоге
У меня эта руна тесно ассоциируется с Хелой и предками, в особенности с дисами — предками по женской линии. В моей мантической практике она нередко служит указанием на влияние со стороны дис в той или иной области жизни.
Хагалаз помогает вымести из подсознания весь накопившийся там эмоциональный сор. В гадании она может указывать на необходимость обратиться за помощью к предкам или на то, что кверент вступает в такой духовный период, когда ему волей-неволей придется разбираться с неприятными эмоциями, которые он, возможно, предпочел бы оставить без внимания. Хагалаз — руна хаоса, но этот хаос может оказаться творческим и продуктивным. Многие толкуют ее как опасную, разрушительную руну, но я убедилась, что во многих отношениях она полезна.
Хагалаз символизирует скрытые глубины психики и все неразрешенные и неисследованные проблемы, которые могут в них таиться. Это руна переходов, и она может даровать нам мудрость, необходимую для того, чтобы стойко выдержать преображение. Кроме того, с ее помощью можно вывести ситуацию из застоя. В этом отношении Хагалаз может выявить те проблемы, с которыми давно пора разобраться, вывести на свет те аспекты вашей тени, которые давно пора изучить и исследовать. В Хельхейме все тайное становится явным. Единственное, чего в работе с Хагалаз делать нельзя, — это смиряться с грязью, особенно грязью духовной. При помощи Хагалаз можно аккуратно и бережно просеять свой прошлый опыт и воспоминания, но можно и пробиться силой сквозь эмоциональные блоки.
Хагалаз — это распад и восстанавливающая сила распада. Это компост и перегной; это навозный жук и стервятник. Хагалаз — хтоническая руна, и она не из тех, с кем можно работать на дальней дистанции. Чтобы понять ее, в нее нужно войти, а это значит — вплотную заняться отбросами, накопившимися в вашем подсознании. «Сейчас мы будем наводить порядок в доме, — говорит Хагалаз. — Это грязная работа, но потом ты скажешь мне спасибо». Разумеется, всегда хочется надеяться, что мы потратим силы не зря и у нас всё получится… но на тот случай, если вы бесповоротно увязнете в болоте собственных отходов, Хагалаз утешительно добавляет: «Если что — не волнуйся. Я и тебя переработаю — будешь как новенькая».
Традиционно эта руна ассоциируется с градом и льдом. А это отсылает нас непосредственно к «большому взрыву» скандинавской космологии — к тому мгновению, когда миры огня и столкнулись друг с другом и породили всю вселенную. Идея развития через конфликт, через яростное столкновение двух противоположных сил, — одна из центральных идей скандинавской космологии. Она проявлена не только в мифе творения, но и во многих сюжетах о деяниях богов. Конфликт рассматривается как естественная сила, как великий космический танец, способный порождать бесчисленные возможности. Нам, детям современности, не так-то просто понять это, не говоря уже о том, чтобы принять. Но это необходимо — если, конечно, вы хотите освоить руны (и, в особенности, такую первобытную руну, как Хагалаз) и извлечь из них настоящую пользу. Рунам чужды сантименты.
Посмотрев, например, на какого-нибудь вегетарианца, Хагалаз скажет: «Понятное дело, ты можешь позволить себе такую роскошь. Ты живешь в богатой стране и знать не знаешь, откуда берется еда. Ты никогда не голодал по-настоящему. Но твои предки не могли себе этого позволить. Если хочешь, чтобы я тебе помогала, давай ешь мясо — и уважай его во имя всего, что оно значило для твоих предков». (Этот пример взят не с потолка: именно так все и произошло с одним моим знакомым рунологом.) Посмотрев на мясоеда, эта руна спросит: «А ты знаешь, откуда берется это мясо? Ты знаешь, сколько страданий связано с каждым его кусочком? И что ты можешь предпринять, чтобы хоть немного это поправить? Подумай. Подумайхорошенько». Одним словом, Хагалаз заставляет нас тщательно исследовать наши привычные убеждения и проверить, действительно ли они покоятся на твердом, надежном основании. А все, что не выдерживает испытания, она безжалостно выметает прочь.
Так, среди прочего, она беспощадно истребляет наши моральные запреты и сентиментальные чувства, наши маски и страховки, на которые мы привыкли полагаться. Она учит нас осознавать разницу между действиями, вызванными страхом наказания и моральными запретами, с одной стороны, и действиями, основанными на чувстве долге, осознании цели и тщательно проработанной личной этикой, — с другой. Вы поступаете так-то и так потому, что боитесь неприятных духовных или мирских последствий, или потому, что поступить именно так будет правильно? Хагалаз может потребовать, чтобы мы обдумали эту разницу и учитывали ее постоянно.
Эта руна швыряет нас в пропасть и велит искать дорогу в нижний мир — тот нижний мир, которого мы боимся больше всего на свете, будь то владения Хелы или потайные глубины наших собственных сердец. Она требует, чтобы мы осознали и признали свои проблемы — все до последней. Тогда и только тогда мы сможем пуститься в обратный путь наверх из темных недр, и только тогда мы начнем понимать истинную мудрость Хагалаз. Эта руна — настоящий дар, хотя и не самый уютный (чего она и не скрывает, в отличие от некоторых других рун).
Следует помнить, что Хагалаз не испытывает к нам, людям, никакого презрения. Это руна Хелы, а Хеле презрение чуждо. Хела — богиня отрешенного, надличностного сострадания. Презрение у этой руны вызывает лишь тот всевозможный хлам, которым мы заполняем нашу жизнь в попытках заткнуть себе уши и не слушать настойчивый зов духа. Хагалаз не дает нам опочить на лаврах. Она не дает нам успокоиться на достигнутом — и, в особенности, утвердиться в чувстве этического превосходства над другими людьми. «Ты еще не настолько развит, — говорит она. — Ты еще только развиваешься. Может, из тебя и выйдет толк — если будешь работать».