[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Ральф Блюм. Книга рун; Целительные руны
______________________________________________________________________________________
Перт
Прямое положение
Иератическая или мистериальная Руна, Перт указывает на то, что находится за пределами наших слабых возможностей делания. Эта Руна пребывает в плане Небес, Непостижимого и ассоциируется с Фениксом — мистической птицей, которая сжигает сама себя, а затем возрождается из собственного пепла. Пути Перт таинственны и неисповедимы.
Здесь действуют глубоко спрятанные внутренние трансформирующие силы. Даже то, что уже достигнуто, нелегко или неохотно разделяемо. Некая целостность подразумевается, но может прятаться под личиной, быть неузнаваема или представлять собою загадку. В конце концов, становление целостного, как и способы этого становления, является глубокой тайной.
В плане земного или мирского вы вполне можете столкнуться с сюрпризами, получить выгоды или награды, которых никоим образом не ожидали. В плане человеческой природы эта руна символизирует полет орла. Полет, устремленный ввысь, ничем не связанный, поднимающий вас над чередой бесконечных перемен к худшему, над течением обыденной жизни, к расширению границ восприятия, — вот требование данного момента.
Будучи еще одной из Рун инициатического цикла, Перт выражает интенсивно переживаемый аспект посвящения. Ничто внешнее не имеет никакого значения, кроме того, как оно вам представляется. Эта Руна имеет отношение к глубочайшим пластам вашего бытия, основополагающим принципам, на которых покоится наша Судьба. Перт символизирует, в некотором роде, опыт смерти. Если потребуется, позвольте уйти абсолютно всему, без всяких возражений и исключений. На карту поставлено возрождение Духа — ни больше, ни меньше.
Перевернутое положение
Совет не питать излишних надежд и не рассчитывать на старый испытанный путь, поскольку старый путь подходит к концу: вы просто не можете повторить однажды пройденное; да и непозволительно это делать. Соберите воедино ваши силы, растрачиваемые втуне, сконцентрируйтесь на своей собственной жизни, на том, что в данный момент требуется для вашего собственного развития. Что не менее важно, Перт не советует вам ни приковывать свое внимание к последствиям, ни ограничивать себя привязанностью к воспоминаниям о былых достижениях, поскольку, поступая подобным образом, вы лишаете себя истинного настоящего — единственного времени, в котором может быть реализовано изменение себя.
Вы можете оказаться доведены до изнеможения бесконечной чередой препятствий, громоздящихся на вашем пути. Тем не менее у вас всегда есть выбор: вы можете рассматривать эти негативные проявления в качестве злого рока, но можете осознать их и как полосу препятствий, как испытание, характерное для Инициации, которую вы проходите в настоящий момент. Во втором случае каждая неудача, каждое унижение становятся проверкой вашего характера. Когда ваша внутренняя сущность пребывает в процессе изменения и преобразования на глубинном уровне, необходимы терпение, постоянство и настойчивость. Поэтому придерживайтесь золотой середины, не теряйте чувства юмора и оставайтесь тверды в вере своей.
Перт - Любовь
Любовь — язык, на котором говорит Господь. Ибо, когда мы слушаем с любовью, это наше сердце слушает. Получение этой Руны — просто напоминание слушать. Слушать ваше сердце, тех, кого вы любите, и этот, пока еще тихий голос, который всегда говорит с любовью.
Пути любви часто скрыты и полны тайн. Тем не менее, если однажды вы были посвящены в эти пути, они становятся вашими. И когда это происходит — любовь обступает вас отовсюду. Получение этой Руны — призыв посмотреть на мир понимающими и всепринимающими глазами любви. Говорят, что наша душа нуждается в глазах любви, чтобы видеть.
Если вы только начали обучаться любви — обучаться любить себя или любить другого,— постарайтесь найти новые пути поделиться тем. что вы чувствуете. Присутствие любви легко распознается в словах восхищения, акте принятия или в понимании, рождающемся из всепрощения.
О любви сказано так много, тем не менее одно точно: либо любовь присутствует в каждом нашем действии и слове, в каждой нашей мысли, либо нет. И до какой степени любовь отсутствует или еле тлеет, до такой степени ослабляется или откладывается процесс исцеления. Ибо любовь исцеляет людей — тех, кто ее дарит, и тех, кто ее получает.
Что бы вас ни тревожило, ни ждало вашего решения, эта Руна приглашает вас понять, что принадлежит вам по праву, и впустить любовь. Не обращайте внимания на недостатки, дисгармонию, на то, что может быть причиной отчаяния, свидетельствуйте только о присутствии любви.
Ибо любовь — это наше истинное наследие, заявленное невинностью нашего рождения, изначально наше. Мы — наследники того, чем является Бог, — чистой любви.
Почувствуйте теплоту и излучение Божественной любви, заполняющей ваше сердце и текущей в мир, чтобы излиться на все творения, малые и великие.
Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
______________________________________________________________________________________
Руна Перто
Руна Перто описывается только в Англосаксонской рунной, песни, причем в тексте, вероятно, есть лакуна. Поэтому опереться мы можем пока только на форму знака и имя руны. Перто, англе, "реоrð", готск. "pertra" восходит, вероятно, к имени богини Перхты (Перта, Берхта, Берта, возм. Berhta или Bertha). В верхненемецком ареале эту богиню называют Госпожой Метелицей (нем. Frau Holle). Имя "Перта" означает "прятать, скрывать" (др.-в.-нем. "pergan") - так же, как имя Holle происходит от verhullen - "скрывать, укрывать" (др.-в.-нем. "helan"). Имя же Holle или Holde связано, в свою очередь, с богиней царства мертвых Хель (Hel, нем. Hellia, вендск. Hela). В Прорицании Вёльвы, 56, богиня Ерда (Земля) названа "Хлодюн"; в пяти латинских памятниках эпохи II-III века упоминается богиня Хлудана, также соответствующая Хольде.
Все эти имена суть имена богини земли. Даже в восточногерманском ареале (у вендов) имеется богиня Парихта, т.е. та же Перхта.
Перхта-Хольда - богиня, мчащаяся вместе с Воданом по воздуху во время Дикой охоты, в сопровождении душ умерших, в христианскую эпоху - только некрещенных детей (все остальные, согласно христианским представлениям, попадают либо на небеса, либо в ад), а также "хольдов" и "домовых" (хольды - добрые духи земли, унхольды - злые). В Исландии этих гномов назвают "народцем Хульды". Духов из свиты Перхты тоже иногда называют "перхтами".
Имя этой руны очевидно связано с именем одной из англосаксонских рун: Квеорд (querð, готск. quertra), начинающимся с "q" или "cw". Как буква "Q" следует за "Р" в алфавите, так от имени руны "р" было образовано имя новой руны "q". То же относится и к значку руны "q". Имя "cweorð" переводится как "ручная мельница" (ср. нем. Quirl = мутовка, мешалка); ручная мельница - древнейший символ богини земли.
В кельтской огамике это совсем новое имя придано знаку "qeirt"; "quert" или "qert" в кельтском обозначает яблоню. В языке кельтских обитателей Уэльса, кимрийском, "perth" означает "кустарник".
О том, что яблоня - священное дерево Перхты - Хольды, свидетельствует и сказка про Госпожу Метелицу. Здесь в подземном мире растет яблоня. Яблоки символизируют вечную юность в том ином, мире, где правит богиня. У кельтов иной мир (один из миров) помещается на мифическом острове Авалон ("Яблочный остров", лат. insula pomorum), и еще греки считали Геру владелицей яблони с золотыми яблоками, охраняемой Гесперидами и змеем. Гера - предшественница библейской Евы (др.-греч. Нега, др.-евр. Heva или Jehwa).
Рис. 22. Слева: надгробная плита из захоронения Кивик; справа: надгробный камень из Южной Франции
Англосаксонская руна Эар тоже произошла от Перто. Ее имя означает; "земля" (eord, ср. Jqrð, др.-нордич. aurr - "мокрая земля"). Кроме того, имеется еще руна Стан ; знак которой явно образован из руны "р"; она означает камень.
С. Бугге восполнил лакуну в песни, подставив в нее понятие: "пляска, игра, радость", и предположил, что германское "*реr?rо" означало "танец".
Прообраз руны представляет собой две взаимосвязанные спирали, часто встречающиеся в образцах древнего искусства. На рис. 22 показана эта первоначальная форма руны, изображенная на плите № 6 из захоронения Кивик, ок. 1000 г. до н.э., и на надгробном камне из Южной Франции, эпоха Римской империи. На обоих памятниках изображена также солнечная колесница.
Рис. 23. Каменная гробница из Клим-Кирке.
На рис. 23 руна в своей первоначальной форме вырезана на каменной гробнице из Клим-Кирке (Копенгагенский Музей); кроме того, имеется изображение оленя (в руническом алфавите за руной Перто следует руна Альгис, "лось"). Далее мы видим здесь два лица и нечто вроде повозки.
На связь этой руны с двумя божествами, обладающими не только лицом, указывает также наскальный рисунок из Рюланна, Швеция.
О том, что имя "Перхта" было известно в древнейшие языческие времена, а не возникло позже, свидетельствует инвокационная табличка из раскопок в Вистре под Нимом. Ее латинская надпись гласит: PERTAE EX VOTO - "Перте по обету (посвящается)".
В честь богини Перхты ее поклонники, которые тоже назывались "перхтами", под конец праздника Середины зимы проводили специальный карнавал с масками и переодеванием. В Баварии и Австрии до сих пор устраивают "Перхтины" бега, прыжки, пляски, игры и костры, продолжающиеся вплоть до начала весеннего карнавала. Кое-где в эти дни еще проводят "первую борозду" и устраивают соревнование между старым, ушедшим годом ("Перхта-пугало") и новым годом ("Перхта-краса").
Здесь возможна также связь с культовыми пасхальными играми, в которых девушку в роли богини сажают в центр лабиринта, а юноша (солнечный бог) должен, танцуя, добраться до нее и вновь пробудить спящую землю (мистерия возрождения). Такие лабиринты ("троянские замки") символизируют путь солнца, который и повторяет юноша. Спирали в первоначальном знаке руны могут быть символами троянских замков. Итак, у нас есть целый ряд взаимосвязанных понятий: солнечная спираль - танец - игра - Перхта (богиня земли) - яблоня. Где-то в этой области и лежит значение руны.
Скручивающиеся и раскручивающиеся спирали - это не только символ пути солнца, усиления и ослабления силы солнца в течение календарного года: в них всегда присутствует мотив рождения нового, возрождения или возвращения. Вот почему этот знак вырезали на могильных камнях: богиня Перхта обещает умершим жизнь в своем потустороннем царстве и воскресение (возрождение), на что указывают и изображенные рядом солнечные колеса. Считается, что Перхта может наградить, а может и наказать, особенно людей злых и ленивых.
В отличие от руны Урус, обозначающей богиню земли Фриггу как богиню жизни и смерти, как врата между земным и потусторонним миром, руна Перто больше соответствует именно смерти (Хель), однако обещает й возрождение. Уже в сказке про Госпожу Метелицу яблоки помещаются в подземном царстве; боги знают золотые яблоки вечной молодости, которыми владеет богиня Идун. Поскольку имя "Перхта" сродни имени "Берта" ("bert" = сияющая, блестящая), его пытаются связывать с именем руны "bеrc" (Берканан). Возможно, в образе Перхты воплотилась древнейшая богиня неба и звезд, которую позже стали почитать как Фрейю. Итак, руна Перто означает танец, игру, радость, в эзотерическом жизне это - Перхта, смерть и возрождение, жизненный путь, воскресение, внимательность, скрытые или скрываемые дела и, вещи.
Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера
______________________________________________________________________________________
Перто
Германское название: Перто (Pertho)
Англосаксонское название: Пеорт (Peorth)
Древнескандинавское название: нет
Фонетическое соответствие: П (P)
Традиционное значение: роды?
Традиционное значение этой руны точно не установлено, но гипотез на этот счет выдвигалось множество; среди прочего, Перто определяли как "тайну" и как "шахматную фигуру". Это шестая руна второго этта и одна из самых загадочных рун футарка. Несведущие авторы нередко оставляют ее без объяснения и предлагают расценивать как тайну. Но в действительности настроиться на сокровенный смысл этой руны не слишком сложно.
Много лет назад, впервые попытавшись медитировать на Перто, я сразу же интуитивно ощутила, что она связана с родами. Если повернуть эту руну набок, проявится ее сходство с естественной позой роженицы. Поэтому я очень обрадовалась, когда в небольшой, но толковой брошюре Торольфа Уордла "Руническая мудрость" обнаружился внятный ответ на вопрос, почему же эта руна связана с родами. Я стараюсь не цитировать других авторов, но в данном случае сделаю исключение, так как эта информация, на мой взгляд, слишком ценна, чтобы не поделиться ею. Торольф Уорлд предполагает, что "Англосаксонская руническая поэма" подверглась цензуре, что кажется весьма вероятным, так как она была записана христианами, чьи религиозные воззрения не позволяли принять некоторые заложенные в ней идеи.
В традиционном варианте соответствующая строфа поэмы такова:
Peorth byth symble plega and hlenter wlancum
Thor wigan sittath on beorsele blithe aetsomme.
С англосаксонского языка это можно перевести так:
Пеорт – вечная игра и смех для гордых,
Где воины сидят в чертогах пива, радуясь сообща.
Но, согласно Торольфу, два англосаксонских слова в оригинале были изменены. Эти слова – wigan ("воины") и beorsele (пивная), на месте которых первоначально стояли wifan ("жены") и beorthsele ("родильный дом"). Следовательно, эти строки должны выглядеть так:
Пеорт – вечная игра и смех для гордых,
Где жены сидят в чертогах родов, радуясь сообща.
Когда я впервые установила связь с руной Перто, первое мое впечатление было таково, что она символизирует чрево Великой Богини, пространство, или космос. И в то же время я почувствовала, что космос этот – не что иное, как колодец Мимира, где спрятан глаз Один – жертва, которую отец богов принес за право испить из этого источника мудрости. Этот его глаз – Луна в ночном небе, а оставшееся при нем всевидящее око – Солнце в небе дневном.
Эта руна следует в порядке футарка за Эйваз – руной, соответствующей той стадии космологического процесса, на которой Один прошел испытание на ветвях мирового древа. Принеся себя в жертву, он обрел руны, однако ему все еще недоставало мудрости, чтобы понять их, и целостного знания прошлого и будущего. Эти-то мудрость и знание он и получил из колодца Мимира, эквивалентного тому, что в других оккультных традициях именуется "акашическими архивами". В этом колодце заключена память поколений и коллективное бессознательное человечества – "коллективная душа". Там хранится все знание – и оттуда его можно извлечь. Исследуя руническую мудрость, я и сама черпаю из источника Мимира – пытаюсь восстановить знания, утраченные для наших современников, но хранящиеся в колодце коллективного бессознательного.
Некоторые современные авторы неправомерно расширяют двадцатичетырехрунный футарк, дополняя его так называемой "пустой руной". Но это нововведение избыточно. Футарк не случайно состоит из двадцати четырех элементов – на то есть веские нумерологические причины. Так называемую "пустую руну", якобы обозначающую судьбу, к нему добавляю как раз те авторы, которые определяют руну Перто как "тайну". На самом же деле подлинная руна судьбы – руна Перто, близкая в этом качестве Наутиз. Руной Перто управляют сообща все три норны. Она олицетворяет не только источник Мимира, но и источник Урд. Три норны ткут узоры всех личных судеб, в том числе и судеб богов.
Норны – ткачихи. А Фригг считалась богиней прядения. Ее атрибут – прялка, и именно Фригг спрядает те нити, из которых норны ткут затем узоры судеб. Ей ведомы все людские судьбы, но предсказаний она не делает. Фригг хранит свои знания в тайне, и в данном контексте руна Перто действительно может ассоциироваться со скрытностью и таинственностью.
Таким образом, главная покровительница руны Перто – богиня Фригг. Во-первых, она властвует над рождением, а во-вторых – олицетворяет силу, стоящую за норнами и участвующую в формировании судьбы.
До сих пор мы рассматривали Перто только в прямом положении – раскрытую вправо. Но если эту руну повернуть – обратить разомкнутой стороной влево, – значение ее изменится на противоположное. Перто станет символом смерти. Когда эта руна раскрыта вправо, она изливает в мир свою творческую энергию. Когда же она раскрыта влево, поток энергии поворачивается в обратном направлении и замыкается сам в себе.
Из рун Йера, Эйваз и Перто можно составить магическую картину мироздания: Йера символизирует время, Перто – пространство, а Эйваз – Иггдрасиль, как символ сотворенного мира объединяющий то и другое и существующий благодаря взаимодействию сил пространства и времени в динамическом равновесии.
Психологическое значение руны Перто в прямом положении – присущие человеку скрытые таланты и еще не проявленный потенциал, а также врожденные способности, унаследованные от предков, обретенные благодаря хаминье или перешедшие в эту жизнь из прошлых воплощений. Медитируя на Перто и прибегая к ее помощи в магических операциях, можно с успехом исследовать эти скрытые стороны своей натуры.
В руническом раскладе Перто обычно обозначает эзотерические предметы – к примеру, опыт инициации или открытие неких потаенных качеств нашего "я". Истолкование ее зависит исключительно от того, на каком уровне интерпретируется весь расклад. Например, в одном раскладе Перто, выпавшая в значимой позиции, сообщила вопрошающей, к немалому ее изумлению, что обстоятельства рождения ее внучки окутаны некой тайной. Позднее это подтвердилось: отцом девочки оказался вовсе не муж ее матери, как полагала вопрошающая, а другой мужчина. Это – типичная ситуация Перто. Когда Перто выпадает в ответ на какой-нибудь прямой, лобовой вопрос, это обычно означает: "Лучше вам этого не знать". Если продолжить расспросы на эту тему, Перто будет выпадать вновь и вновь. Заметив за этой руной такую дурную привычку, мы прозвали ее "Отвяжись!".