[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Ральф Блюм. Книга рун; Целительные руны
______________________________________________________________________________________
Альгиз
Прямое положение
Ваша задача — самообладание. В переходные периоды, периоды смены жизненного курса и интенсивного изменения себя крайне важно не замкнуться в сфере собственных эмоций, как возвышенных, так и низменных. Эта Руна символизирует новые благоприятные возможности и новые сложности. А им могут сопутствовать злоупотребления и нежелательные действия.
Для Воина Духа, для того, кто всегда ведет битву с самим собой, Альгиз служит своего рода зеркалом. Защита Воина подобна изогнутым рогам лося или предупреждающему шелесту осоки: и то, и другое в равной степени охраняет пространство вокруг вас.
Всегда помните о том, что только своевременное правильное действие и соответствующее обстоятельствам поведение являются вашей единственной истинной защитой. Если вы обнаруживаете, что испытываете страдание, понаблюдайте за этим страданием, задержите на нем свое внимание. Не стоит опускать занавес и бежать от жизни, отрицая то, что происходит. Вы будете двигаться вперед; сознание этого и есть ваша защита.
Перевернутое положение
Будьте внимательны к своему здоровью и не доставляйте дополнительных хлопот окружающим. Обратите внимание на те ассоциации, которые возникают у вас в настоящее время. Если вы видите, что готовы попасть под влияние людей, которые используют вас, осознайте этот факт и примите на себя ответственность за вашу собственную позицию; от этого вы только выиграете. Впрочем, независимо от того, процветает ли ваше смелое предприятие или переживает период трудностей, не следует испытывать чрезмерной заинтересованности. Вы можете не выиграть, но в любом случае не проиграете, поскольку происходящее всегда может послужить вам наукой.
Умеренность и обходительность являются движущими силами защитных свойств этой Руны.
Альгиз - Граница
Защита и уважение ваших чувств, вашего здоровья и благополучия практически всегда под вопросом, когда вы вытягиваете Руну Границ. Призывая начертить линии и установить пределы, эта Руна провозглашает, что пришло время обеспечить себя здоровыми и подобающими Границами, внутри которых вы могли бы исцеляться.
Возможно, проблема, с которой вы сейчас столкнулись, требует от вас мужества сказать "нет" тому, чему больше не должно быть места в вашей жизни. Границы и стены — весьма разные вещи. Когда вы решите, что принять, а что отбросить, вы научитесь защищать свои чувства и вместе с тем не нагромождать валы стен.
Вытягивание этой Руны может нести в себе информацию: установление надлежащих границ создает свободу. Лелейте вашу способность делать это, так как хорошие границы необходимы для развития здоровых чувств по отношению к самому себе. В Кругу Рун здоровые границы всегда свидетельствуют о том, что кто-то предпринял отважное путешествие от Отрицания к Честности. Когда мы были моложе, слово "граница" понималось как ограничение. По прошествии времени мы поняли, что хорошие границы создают безопасную гавань для изменений, исцеления и роста.
Получение этой Руны является напоминанием о необходимости проверить реальное положение дел. Признаются ли и уважаются ли границы, которые вы установили? С другой стороны, проявляете ли вы чуткость в соблюдении границ, проведенных теми, кого вы любите и с кем работаете, — вашей семьи, ваших друзей, ваших коллег и особенно ваших детей?
Как и хорошо ухоженный сад, границы требуют внимания и заботы, так как без поддерживаемых в порядке Границ нет безопасного прохода к новой жизни.
Скажем так: семейные ценности разрушаются и распадаются без поддержания здоровых границ. В их отсутствие наша способность учить наших детей уважать нас и друг друга ослабляется. Хорошие границы взращивают раскидистое дерево, дерево мудрости, под которым наши дети и дети наших детей будут собирать знания, которые передадут впоследствии будущим поколениям.Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
______________________________________________________________________________________
Руна Альгис
Эта руна тоже имеется только в старшем футарке. В футорхе она представлена лишь как производная от руны "yr". Принадлежавшее ей древнее звучание "z" (собственно, звонкое "з") перешло к руне "s", а сам древний звук "z" трансформировался в особый конечный "R" (в транскрипции обозначаемый заглавным R). Таким образом, руна "z" перешла сначала в "R", а в младшем футарке - в руну Юр. В англосаксонском ареале эту руну использовали и для обозначения звука "х" (кс).
Имя руны, Альгис, означает "лоси"; судя по форме слова, это множественное число. Лось, как известно, это один из видов оленя (cervus alcit); поэтому она обозначает и оленя. Впрочем, в Англосаксонской рунной песни упоминается не лось, а "лосиная трава" (осока, тростник, камыш); к 800 году лоси в Англии, по-видимому, вымерли окончательно. Лосиная трава по форме похожа на геральдическую лилию, отсюда и форма значка руны.
На рис. 24 показан возможный прообраз руны, изображение оленя на одном наскальном рисунке в Альпах (Чимберго, Валь Камоника), справа - рисунок из Швеции, обнаруженный возле Рюланда, округ Танум, эпоха бронзы (или старше). Древняя руна Перто также изображена здесь в виде повозки, а рядом с ней - боги-близнецы Видар и Вали; значок руны тоже напоминает о них» Хельмут Арнтц считал эту руну изображением поднятых рук, означающих "оборону".
Рис 24. Слева: наскальный рисунок в Альпах; справа: рисунок из Швеции.
Олень или лось - солнечный символ, и в этом значении он упоминается в Песни о Соль, 55:
55 Солнечного оленя я видел, с юга идущего,
За узду вели его двое;
Копыта его упирались в поле,
Рога - в небеса.
"Двое" - это боги-близнецы, "Альки" (= Защитники), о культе которых сообщает Тацит в "Германии":
"У Наганарвалов показывается роща, имеющая древнее религиозное значение. Ею заведует жрец в женском одеянии, но о богах говорят, что они, по римскому толкованию, означают Кастора и Поллука. Такова сущность этих божеств; называются же они Альки. Никаких идолов, никакого следа иностранного культа, но почитаются они однако как братья, как юноши".
Имена "Альгис" и "Альки" (Защитники) в языковом плане тождественны; их называют также Диоскурами (сыновьями Зевса), Речь здесь идет о богах Видаре и Вали, которые будут жить и действовать после Сумерек богов. Они отомстят за смерть Бальдра и Одина, почему их и считают новыми воплощениями обоих. В праздник Середины зимы их почитают как обновителей священного огня, который потом все участники праздника разносят по своим домам. При этом двое братьев или юношей с теми же именами добывают культовый огонь вращением палочки. У вендов этих богов-близнецов называют также "Хольсы" (Ноlcz, Holczy, Altschis, Alzes) - именем, также производным от "Альков". Там их считают покровителями семейного очага, и их фигурки первыми вносят в новый дом, где будут жить молодожены, чтобы освятить жилище. Перед этим невеста прощается в отцовском доме с постелью, животными и очагом, говоря: "О hue, moi myli swentij ponike!" ("О мой священный огонь!")".
Богов-близнецов изображают в виде обнаженных мальчиков с поднятыми руками, одного - с голубем и голубицей на голове, другого - с кольцом в руке. У вендов в Польше Альки считались также посланниками верховных богов.
Готск. "alhs" означает "святилище, святыня", и именно в связи с новым святилищем (или жилищем, см. выше) боги-близнецы упоминаются в Эдде (Речи Вафтруднира, 51):
51 Будут Видар и Вали храмы хранить,
Буде Сурта пламя погаснет.
Итак, эти боги будут охранять новую святыню богов, вот почему на празднике Середины зимы именно они зажигают новый культовый огонь. Праздник происходит как бы уже после Сумерек богов, которые, согласно мифу, должны произойти в ноябре-декабре. Новый мир начинается после дня зимнего солнцестояния. Имена богов, Видар и Вали, означают "Повсюду Владетельный" и "Побеждающий", причем "Val" означает также и смерть, а не только битву или смерть в бою. В природном мифе они олицетворяют утреннюю и вечернюю зарю, восходящее и заходящее солнце. У кельтов эта (англосаксонская) руна носит имя "Эолх" - восходящее, всепобеждающее и всеохраняющее солнце. В нордическом календаре эта руна приводится под именем "Твимадр" (= двое мужчин), то есть все тех же богов-близнецов.
Индо герма некое понятие "*elen" означает "олень", однако уже в эпоху бронзы (эта руна встречается, например, в наскальных рисунках Экенберга, восток Готланда) этот знак ставился в честь богов-близнецов. В индийских (асвини) и латвийских мифах они считаются сыновьями богов, сватающимися к богине солнца или к ее дочерям. Не удивительно, что руна солнца следует непосредственно за этой руной. Оба бога-близнеца охраняют дом и храм, отводя от них злые силы. В эддических Речах Регина, 21, Один говорит о них как о доброй примете перед битвой:
21 Вторая примета, если ты вышел,
В путь со двора собираясь, -
Увидеть двоих к поединку готовых
Воинов славных.
В мифологическом смысле эти двое олицетворяют богов-близнецов, битва - это Рагнарёк (Сумерки богов), а появление богов-близнецов означает восстановление божественной власти.
В Эдде олень связывается с богом Фрейром. Фрейра почитали и у кельтов; в одной латинской рукописи он назван Кернунном (Cernunuus, "Рогатый"), в средневековой легенде о Робин Гуде его называют Герном (Herne, "Охотник"). В Младшей Эдде, в Видении Гюльви, 38, говорится, что Фрейр убил великана Бели (= "Лающего") рогом оленя. На пещерных рисунках в южной Франции и в Испании (каменный век) изображены охотники-шаманы в рогатых масках (одна такая маска была найдена в Берлине, район Бисдорф), танцующие над убитой охотниками добычей. Таким образом охотники стремились задобрить души животных. Фрейр - бог солнечного огня, бог плодородия, нисходящего на землю. Здесь тоже просматривается связь оленя с солнцем.
Олень как символ вселенной и неба упоминается в Эдде (Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга, 37):
37 Так возвышался Хельги меж витязей,
Как ясень гордый в зарослях терна
Или олень, росой обрызганный,
Он из зверей самый высокий,
Рога его блещут у самого неба.
Олени живут и на Мировом Ясене, всего их четыре, - они обозначают четыре основных дать! календарного года, времена года. О них сказано в Речах Гримнира:
33 И четыре оленя, рога запрокинув,
Гложут побеги:
Дайн и Двалин, Дунейр и Дуратрор.
Эти имена означают: "Умерший" и "Медлительный, или Дремлющий", "Темно- или Буроухий" и "Полусонный Бык", хотя эти переводы, конечно, условны.
В Младшей Эдде (Видение Гюльви, 39) наряду с этими четырьмя упоминается еще один олень:
"Надо еще рассказать и об олене Эйктюрнире. Он стоит на Валгалле и объедает ветви того дерева, а с рогов его каплет столько влаги, что стекает она вниз в поток Хвергельмир (Бурлящий Котел), и берут оттуда начало реки..."
Имя Эйктюрнир (Eikþyrnir) переводится как "Дубовый Шип" или "Дуборогий"; это напоминает нам о боге грозы Торе, которому посвящен дуб, хотя Фрейр тоже считается управителем дождя.
В символике оленя просматриваются и следы культа Матери-Земли, хотя в самой руне они никак не выражены. В древнейших рисунках часто встречаются изображения самки оленя (оленихи) с рогами; вероятно, первоначально тут подразумевался северный олень (см. тж. описание руны Урус), у которого рога носят и самки. Когда северные олени у нас перевелись, это значение было перенесено на обычных олених. Созвездие Кассиопеи, видимое на северном небосводе в форме буквы "W", олицетворяло в античной мифо-логии рога или трон Матери-Земли, а валькирия Брюнхильд спит на горе Хиндарфьялль ("Гора Оленихи").
Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера
______________________________________________________________________________________
Альгиз
Германское название: Альгиз (Algiz)
Англосаксонское название: Эольх (Eolh)
Древнескандинавское название: Ир (Yr)
Фонетическое соответствие: З (Z)
Традиционное значение: защита.
Эта руна известна в двух формах – прямой и перевернутой. В общегерманском и англосаксонском футарках она употребляется только в прямом положении. Однако в большинстве скандинавских футарков она фигурирует в обеих разновидностях, причем в прямой имеет фонетическое соответствие "М" и называется "Маннар" (MannaR), то есть оказывается тождественной руне Манназ. В перевернутая же форме в скандинавских рунических рядах она обозначает звук, средний между r и z, придавая слову оттенок магического звучания. Например, исландское слово AsgardR записывалось рядом рун Ансуз, Совуло, Гебо, Ансуз, Дагаз и Альгиз, причем Альгиз изображалась перевернутой и немного более крупной, чем остальные руны. Возможно, это делалось для того, чтобы отличить обычную "буквенную" руну от руны магического звука.
Основное значение руны Альгиз – защита. Напоминая по форме раскрытую ладонь с расставленными пальцами, она ассоциируется с рукой Тюра, которой тот пожертвовал, чтобы асы смогли связать волка Фенрира. Древнегерманское слово alhs означает "храм" или "святилище". Так как именно в alhs хранили все магические аксессуары и ритуальная утварь, эти сакральные места наверняка старались защитить как можно надежней. Согласно Тациту, германцы поклонялись божественным близнецам, носившим имя "Альцис" (Alcis). Хотя прояснить характер этих близнецов и отождествить их с какими-либо божествами, известными из других источников, до сих пор не удалось, выдвигалась гипотеза, что это – некий северный эквивалент Кастора и Поллукса. Другие авторы отождествляют близнецов-Альцис с Бальдром и Хедом. Но по моему мнению, эти близнецы должны быть братом и сестрой, так как Альгиз имеет мужскую и женскую формы. Бытующая среди рунических мастеров убежденность, что Альцис – это братья-близнецы, может объясняться попросту тем, что большинство серьезных исследователей рун – мужчины. Они упустили из виду возможность, что эти близнецы могут оказаться Фрейром и Фрейей. Не исключен, впрочем, и другой вариант: поскольку эта руна – один из древнейших известных нам рунических знаков, она может олицетворять неких первозданных супругов-близнецов, породивших всех прочих богов и богинь. Фигурируют в германских мифах и другие близнечные пары: Ньерд и Нертус, Зиу и Зиса.
Тот факт, что в скандинавском футарке прямая Альгиз носит название "Маннар", наводит на мысль, что в своем прямом положении руна Альгиз связана с мужским началом и олицетворяет устремленность сознания вверх. Символом этого служат верхние ветви Иггдрасиля, простирающиеся высоко над землей и тянущиеся к небу. В перевернутом же положении Альгиз соотносится с корнями Иггдрасиля, уходящими под землю, в царство мертвых. В оккультной традиции недра земли связываются с женским началом. Верхние ветви мирового древа символизируют светлые миры – Ванахейм, Асгард и мир светлых альвов. Нижние ветви ведут в нижние миры – Етунхейм, Хель и Свартальвхейм (мир темных альвов). Мидгард занимает промежуточное положение; по сторонам от него располагаются Муспелльсхейм и Нифльхейм. Последние два мира не отражены наглядно в очертаниях этой руны, так как они находятся под властью первозданных сил огня и льда и символизируют скрытую опору, на которой покоятся все миры. Такую структуру мироздания можно изобразить в виде связанной руны.
На физическом уровне описанные выше противоположности меняются местами: Альгиз в прямом положении символизирует жизнь, а в перевернутом – смерть. Женщины даруют жизнь, а воины-мужчины сеют смерть. В Германии бытовала традиция изображать руны Альгиз на надгробиях, причем одним знаком обозначалась дата рождения, а другим знаком – дата смерти.
В прямом положении Альгиз имеет женскую форму, а в перевернутом – мужскую. Действительно, две формы этой руны можно истолковать как стилизованные изображения женских и мужских половых органов соответственно. В скандинавской традиции этот образ ассоциируется с мифом о том, как боги нашли два дерева – Аска и Эмблу – и создали из них первого мужчину и первую женщину. Боги вручили им дар жизни, и от них пошел весь человеческий род. Схожим образом после Рагнарек, последней битвы, жизнь снова возродится от Иггдрасиля, в ветвях которого найдут себе убежище мужчина и женщина – Лив и Ливтрасир. Таким образом, деревья в мифах устойчиво ассоциируются с жизнью.
Еще одна связанная руна, сочетающая в себе обе формы Альгиз, идентична скандинавскому варианту руны Хагалаз. В Голландии этот знак традиционно служил символом брака или союза мужского и женского начал.
Руну Альгиз часто соотносят с защитой и обороной, и в этом качестве она ассоциируется с образом "прикрытия щитом". Отсюда – ее связь с валькириями, которых именовали "девами щита". Валькирии не только выбирали тех, кому предстояло пасть на поле битвы, но и прикрывали своими щитами воинов в гуще сражения. Считалось, что они могут принимать облик лебедей или (реже) воронов. Если знак Альгиз повернуть набок, он напомнит отпечаток птичьей лапки. И действительно, в некоторых ведовских традициях и среди цыган руну Альгиз так и называют – "вороньей лапкой". (Кроме того, валькирии – проводницы душ в загробный мир: они сопровождают души павших воинов в Вальхаллу).
В своем обычном, прямом положении руна Альгиз может применяться в магических операциях религиозного характера – например, для воззвания к другим рунам или для расширения сознания в область высших миров, символом которых выступает Асгард. Эта руна – могущественный проводник, канал, по которому энергия богов поступают к человеку, а энергия человека – к богам. Альгиз сравнивали с радужным мостом, соединяющим Асгард с Мидгардом, – единственной дорогой, связывающей эти два мира. В поисках защиты лучше всего взывать к богу Хеймдаллю – стражу радужного моста и посреднику, подобно самой руне Альгиз проводящему энергию между двумя этими мирами. Поэтому Хеймдалля можно считать тайным покровителем Альгиз.
Руну Альгиз можно использовать и в целительстве. Стоя с поднятыми руками (в позе, напоминающей традиционную форму руны Альгиз) и взывая к силам Уруз, Совуло и Ансуз, я однажды преисполнилась настолько мощной энергией врачевания, что физически почувствовала, как она струится через мои ладони. В магии Альгиз – одна из самых могущественных рун для проекции на четыре или восемь сторон света: она укрепит и надежно защитит границы магического круга.